Недавно среди потока экономической информации привлекла внимание цифра: за 7 месяцев Беларусь увеличила экспорт транспортных услуг более чем на 36 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И заработанная на этом сумма - 1,7 миллиарда долларов - в масштабах страны представляется отнюдь не малой. Особенно возросли перевозки грузов: почти на 42 процента. В большом плюсе все виды транспорта - трубопроводный, железнодорожный, автомобильный. Превысил докризисный уровень и объем транзита через Беларусь. Он достиг максимума за последние 15-20 лет.
Этот факт - яркая иллюстрация того, насколько выгодно расположены Беларусь и ее важнейший экономический партнер Россия с точки зрения транзитных перевозок. Напомним, что через две союзные страны пролегает важнейший международный панъевропейский транспортный коридор Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород. Еще одна международная транспортная артерия тянется из Санкт-Петербурга через белорусские Витебск, Могилев и Гомель в Киев и Одессу. Ежегодно через Беларусь передвигается до миллиона грузовых автомобилей, из них около 400 тысяч следуют транзитом в Россию и далее.
Нетрудно подсчитать выгоду, которую этот транспортный конвейер способен приносить всем, кто в нем задействован. Однако, чтобы она была достаточно солидной, необходимо свести к минимуму влияние межгосударственных границ. Беларусь и Россия достигли в этом ощутимого прогресса. В предыдущем выпуске "СОЮЗа" уже сообщалось, что министры транспортных ведомств двух стран подписали в Минске на заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы соглашение о переносе транспортного конт роля на внешние границы Союзного государства.
- Мы получаем "одно окно" на внешней границе, и перевозчик не будет больше подвергаться тем проверкам и простоям в очередях, которые сегодня бывают на границе Беларуси и России, - отметил важность знакового документа министр транспорта РФ Игорь Левитин. - Мы об этом давно говорили. Была поставлена задача, чтобы транспортники стали первыми, кто пойдет в интеграцию. Этим шагом мы показали готовность объединять наши транспортные системы. Но мы пойдем дальше - в Таможенный союз, в Единое экономическое пространство.
Для осуществления задуманного предстоит еще немало сделать: выстроить очень жесткий мониторинг системы перевозок, объединить соответствующие базы данных, чтобы, условно говоря, специалисты в Москве видели в масштабе реального времени, сколько грузовиков проходит общую границу в Беларуси, сколько из них - с нарушениями. Благодаря этому можно будет вести выборочный, но эффективный контроль. Построение единого транспортного пространства Союзного государства требует решения и других сложных задач. Они оговорены проектом плана интеграции транспортных систем, также рассмотренным на встрече в Минске. Документ, рассчитанный на 2011-2012 годы, уже передан на утверждение в правительства Беларуси и России. Как только будет получено "добро", начнутся унификация и реформирование транспортных компаний и инфраструктур, тарифной политики, реализация совместных проектов.
Совет Министров Беларуси, со своей стороны, недавно уже утвердил стратегию развития транзитного потенциала на 2011-2015 годы. К концу этого периода доходы от транзита, без учета трубопроводов, должны возрасти более чем на 60 процентов. Это потребует существенного реформирования и реконструкции всей транспортной системы. Продолжатся строительство и реконструкция автодорог и железнодорожных магистралей, появятся десятки транспортно-логистических центров, особое внимание уделяется совершенствованию всех видов пограничного контроля. В целом же только Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси реализует и готовит к выполнению инвестиционных проектов более чем на 6,9 миллиарда долларов.
- Эксперты прогнозируют, что ежегодный прирост транзита грузов через Беларусь, требующих обработки на терминалах, составит 25-30 процентов, - прокомментировал ситуацию руководитель ведомства Иван Щербо.
Преобразится и железнодорожная магистраль, связывающая Москву через Минск и Брест с Европой. Недавно ОАО "Российские железные дороги" и Белорусская железная дорога подписали соглашение о совместном развитии скоростного (до 200 км/ч) пассажирского сообщения по этому маршруту. Предполагается внедрение системы автоматического изменения колеи вагонных колесных пар на границе с Евросоюзом. Путь из Москвы до Бреста сократится с 12-25 до 8 часов. Возрастет и качество обслуживания пассажиров. Все это должно привлечь в вагоны новые тысячи путешественников. Не забыто и Калининградское направление. Транзит грузов в этот регион через Беларусь возрос в нынешнем году примерно в полтора раза.
Неспециалисту порой даже трудно предположить, сколь напряженная работа стоит за всем этим. Несомненно, однако, что расширение Таможенного союза за счет Казахстана позволит получить от накопленного потенциала еще большую отдачу. К примеру, только за 7 месяцев текущего года транзит грузов в эту страну по Белорусской железной дороге возрос более чем на четверть. В том числе благодаря контейнерному поезду "Казахстанский ветер", курсирующему по маршруту Брест - Актобе-Арысь с 2002 года. В области автомобильных перевозок три страны ставят перед собой задачу сформировать работоспособную нормативно-правовую базу.
- Функционирование единой таможенной территории Таможенного союза обеспечивает беспрепятственное перемещение товаров, - поясняет руководитель представительства Федеральной таможенной службы РФ при ГТК Беларуси Сергей Гармоников. - Это значительно упрощает участие во внешнеэкономической деятельности. Логистические схемы позволяют свободно доставлять грузы из Азии в Европу и наоборот. Появляется дополнительный стимул для развития логистических центров на территории Беларуси, России и Казахстана.
Так создается фундамент гигантской трансконтинентальной транзитно-логистической системы, объединяющей три государства. Она станет катализатором интеграции и в других сферах.