В Минске завершилось очередное заседание Экономического Суда СНГ по заявлению правительства Республики Беларусь к правительству Российской Федерации о нарушении российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского Экономического Сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефте продукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.
Полномочия, связанные с представлением интересов правительства Российской Федерации в этом судебном процессе, возложены на Минюст России. Василий Лихачев, заместитель министра юстиции РФ, на которого возложена реализация этих полномочий по указанному делу, прокомментировал процесс:
- Первое заседание Экономического Суда СНГ по заявлению правительства Республики Беларусь состоялось 7 сентября. Оно проходило, скажем откровенно, в сложной атмосфере, сопровождалось попытками политизации и внешнего давления на этот важный орган на пространстве интеграции в рамках СНГ. Суд, с нашей точки зрения, изначально занял правильную, рациональную, основанную на международных нормах (материального и процессуального содержания), позицию. Так, в принятом решении Экономический Суд СНГ рекомендовал сторонам в соответствии со ст. V Регламента согласительные процедуры, призвал их к двусторонним переговорам на стадии досудебного урегулирования. Он отклонил просьбу Республики Беларусь о применении меры обеспечительного характера: запретить РФ взимать вывозную таможенную пошлину на нефтепродукты, поставляемые из Российской Федерации в Республику Беларусь, до принятия окончательного решения по делу. Юридический мотив очевиден. Как и ранее, Экономический Суд СНГ считает, что такого рода запрет не относится к числу подобных мер, поскольку ее применение означало бы разрешение спора по существу.
Второе заседание прошло 7-8 октября в Минске. Стороны проинформировали суд о проделанной работе в рамках поиска позиций для согласования. С нашей стороны в нем активное участие помимо минюста принимают представители МИДа, минэнерго, минэкономразвития, ФСВТС, других российских ведомств. В ходе сессии российский представитель выступил с предложением отложить рассмотрение дела по существу на три месяца в целях более тщательной подготовки позиции РФ, анализа новых аргументов белорусской стороны, проведения консультаций с министерствами и ведомствами РБ. Стороны таким образом остаются на стадии досудебного урегулирования.
Суд поддержал наше обращение. Следующее заседание - 19 января 2011 г. В то же время в ответ на ходатайство минюста Белоруссии судебная инстанция СНГ предложила сторонам в рамках согласительных процедур рассмотреть вопрос об освобождении нефтепродуктов или их отдельных категорий, поставляемых из Российской Федерации в Республику Беларусь, от обложения вывозными таможенными пошлинами до разрешения спора по существу. Речь идет о технической (не обязательной) рекомендации, ориентированной на будущую (еще не согласованную, не проработанную) повестку возможных переговоров в течение отведенного 3-месячного срока.
Суд тем самым не ставил цель запрета (даже предварительного) и тем более императивно не высказался за введение подобной меры в отношении России. Все ограничивается рамками досудебных согласований. Об этом приходится говорить по той причине, что в белорусских (и отчасти российских) СМИ это положение определения стали толковать как "победу Белоруссии", "окончательное решение" по спору и т.п.
Следует сказать, что политические страсти никогда не способствуют эффективной юридической процедуре. Экзальтация, субъективизм недопустимы и в данном случае. Мы должны работать спокойно, логично, профессионально, опираясь на принцип верховенства права. Россия следует именно этому критерию.