Президент Дмитрий Медведев не сомневается, что у России нет другого пути развития, кроме как демократического, а для остального мира наша страна сможет стать примером.
На площадке мирового политического форума российский лидер провел встречу с группой иностранных и российских политологов. Главная тема для дискуссии логично вытекала из содержания всего форума. Дмитрий Медведев дал понять, что готов поговорить на тему развития демократии в мире и непосредственно в России.
Для нашей страны, убежден глава государства, не существует альтернативы демократическому пути: "Я действительно считаю, что демократия является условием развития России именно потому, что верю в демократию, несмотря на то, что, вы знаете, в нашей стране к демократии было достаточно сложное отношение в 90-е годы". Все ассоциировали ее с богатством и благополучием, а вместо обещанного успеха от реформ ко многим пришла бедность и развал большой страны.
Но Россия не отступила от выбранного пути, и никогда за 20 лет у власти не было людей, которые бы думали об отказе от демократии. "Мы все-таки двигались вперед. Это абсолютно объективно, - подчеркнул президент. - Поэтому я не думаю, что у нас был какой-либо другой путь".
- Демократия является все-таки обязательным условием развития России как государства и развития России как большой экономической и политической системы, - считает Дмитрий Медведев. - Но в то же время демократия является и результатом. Та демократия, которая у нас сегодня, на мой взгляд, лучше, чем та, что была пять лет назад. А та, что была пять лет назад, наверное, несмотря на возможность разных оценок, все-таки более развитая, чем та, что была 12 лет назад. Поэтому демократия развивается. Это нормально. Еще раз говорю, не бывает законченных общественных институтов. Есть краеугольные камни, но нет конца развитию.
Законченных демократий, по мнению президента, нет и быть не может - таким демократиям грозит неизбежное умирание. "Демократия, которая объявляет себя полностью состоявшейся и великой, может оказаться на свалке истории", - предупредил глава государства.
Развитием российской демократии Медведев занимается с самого начала своего президентства. Первый год он корректировал политические институты на федеральном уровне, потом взялся и за региональный. Но каждый раз старался все делать осторожно и пошагово, тем более что примеры некоторых соседей заставляют усомниться в разумности радикальных шагов. "Конечно, можно представить себе другую политическую систему, например, парламентскую демократию в России, - предположил Медведев. - Наши киргизские друзья на этот путь встали, но я вам скажу, что для России, как и для Киргизии, я боюсь, это катастрофа".
Президент признает, что к развитию российской демократии в мире, да и в самой стране, разное отношение. Дмитрий Медведев, являясь по сути либералом, все же не склонен впадать в пессимизм и не согласен с теми, кто считает, что в нашем обществе царит тяжелая атмосфера, нет доверия и опоры на принципы, что в таких условиях страна не может развиваться. Политолог Глеб Павловский, озвучивший эти мнения, сослался на бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. "Нет, я не согласен с этой точкой зрения, потому что у нас нет тяжелой атмосферы в обществе, - не согласился с подобными доводами глава государства. - Если мои коллеги недовольны, то у них тоже есть возможность сделать из этого для себя свои выводы. Во всяком случае, представители власти в этой ситуации должны или участвовать в улучшении общественных институтов, или переходить в оппозицию".
- Кто говорит, что мы находимся в тоталитарной системе, либо лукавит, либо у него хреновая память, - заключил президент.
То, что в стране есть недовольные существующей системой, отметил президент, - это нормально, это и есть элементы демократии. Главное - активно протестующие должны действовать в рамках правопорядка. "Но у меня нет ощущения, что у нас затхлая атмосфера, страна в стагнации, вокруг полицейский режим и авторитарное государство", - поделился своими ощущениями Медведев.
Нет таких ощущений у президента и в отношении соотечественников, которые, по мнению Медведева, не просто принимают демократию, а готовы активно принимать участие в ее развитии. Лет 25 назад люди были другими. "Мы открылись, мы пропустили это через себя, и мы изменились, причем изменились все, - сказал глава государства. - Изменились обычные люди, изменились начальники, изменился политический класс, изменились общественные деятели, даже бизнес изменился".
Все это свидетельствует о том, что Россия выбрала нормальный темп общественного развития, который не выбрасывает страну на поворотах. "Конечно, можно ускориться, но тогда в условиях России велик риск того, что наш транспорт, наш автомобиль может занести, как это иногда бывало в нашей истории, и часть людей окажутся просто выброшенными в другом направлении. Все-таки здесь лучше ехать в более спокойном темпе", - заключил Дмитрий Медведев.
Мир же должен внимательно присмотреться к российскому политическому опыту, поскольку именно Россия начинала строить демократию с нуля. Российской демократии всего-то 20 лет. "В этом смысле мы очень интересный пример того, как может развиваться демократия в стране с очень мощными авторитарными тенденциями, которые формировались еще много-много лет назад, - полагает президент. - В этом смысле мы индикатор или показатель".
- В этом плане роль России исключительно важна, - заявил он. - Россия, на мой взгляд, должна стать примером удачной страны, где после тысячелетия отсутствия демократии демократия воссияет во всей своей полноте.
Для России же теперь развитие демократии и свобод человека стало дополнительным стимулом в связи с заявленной Дмитрием Медведевым модернизацией страны. "Человек, который испуган, зашорен, который боится государства, боится правоохранительных органов, боится конкурентов, боится жизни, не может заниматься модернизацией, - не сомневается президент. - Это может быть только свободный человек. А это уже вопрос очень сложный и в значительной мере личный, потому что ощущение личной свободы - это очень сложная тема. Поэтому, развивая политические институты, мы должны думать о том, что, раскрепощая людей, мы даем им дополнительные стимулы к модернизации".
Дмитрий Медведев хочет, чтобы именно граждане, а не только политический класс или не только президент, занимались модернизацией страны. Если же люди не почувствуют тягу к этому, то ничего хорошего из модернизации не получится.
Пока же модернизационную активность вынуждена демонстрировать именно политэлита в лице самого президента и партий. И к той же "Единой России", которую некоторые обвиняют в том, что у партии нет интереса к этому процессу, у Дмитрия Медведева претензий нет.
Проблема сегодня заключается в другом. Для значительной части чиновников и бизнеса, как выразился глава государства, это проходная вещь - может, через несколько лет на смену модернизации придет что-то другое. "Это не вошло еще в голову, - жалеет президент. - Это воспринимается как лозунг дня, но не более того".
Так что одной из своих задач глава государства считает такой поворот сознания людей, чтобы те воспринимали модернизацию не как девиз, а как реальный процесс, затрагивающий все без исключения сферы жизни, как неизбежность, продиктованную объективными причинами. "Мы находимся в таком положении, что невозможно стоять дальше, - считает Медведев. - Закончился запас прочности, связанный с сырьевым ростом".
А вообще за год с появления статьи "Россия, вперед!", ставшей своеобразным манифестом отечественной модернизации, первые шаги сделать удалось, но этого пока недостаточно.
- Тем не менее есть определенные итоги. В целом модернизация как основной лозунг сегодня уже является общественным явлением, - уверен Дмитрий Медведев. - Люди воспринимают ее, и никакой альтернативы модернизации экономики, социальной сферы в нашей стране, модернизации политической сферы в конституционных рамках не существует.