На Камчатке простой конфискованных судов обходится государству в миллионы рублей

На территории Камчатского края за казной РФ числится 34 конфискованных судна. С 2003 года ни одно из них не смогли продать. Вынужденный простой обходится государству в десятки миллионов рублей.

Эти и другие проблемы обсуждались на семинаре, организованном в Петропавловске-Камчатском Верховным судом Российской Федерации.

По словам заместителя председателя Камчатского краевого суда Николая Кудрявцева, законодательство, которое регулирует рыбохозяйственную деятельность, постоянно подвергается изменениям, что затрудняет работу судей. Нормативные правовые акты либо отменяются, либо дополняются. То, что вчера считалось нарушением, сегодня таковым может уже не являться. Понятийный аппарат отраслевых законов четко не определен, что позволяет трактовать его по-разному.

- Складывается впечатление, что кто-то намеренно создает подобные трудности, - говорит судья Магаданского областного суда Сергей Лобыкин. - Например, не существует единого мнения о том, попадает ли в сферу действия правил рыболовства судно, которое не занимается непосредственно добычей биоресурсов, а осуществляет иные виды деятельности, связанные с промыслом.

Однако даже если дело доведено до суда, рассмотрено и виновный определен, проблемы не заканчиваются. С исполнением решения суда тоже могут возникнуть трудности.

- Владельцы судов, которых задерживают за нарушения, в основном, зарегистрированы за границей, - замечает сахалинский судья Нина Пискунова. - Начиная рассмотрение дела в суде, я направляю извещение судовладельцу. Хотя дела разные, но адрес компаний часто один и тот же. Результат тоже одинаков: представитель ответчика не является. В России его нет. А на другие страны российское исполнительное производство не распространяется. В итоге постановления о назначении штрафа не исполняются.

На Камчатке в 2010 году были выделены 20 миллионов рублей для хранения конфискованных судов,а государственный долг за их простой достиг уже 35 миллионов

Камчатские суды и судебные исполнители тоже имеют такой опыт.

По словам руководителя управления ФССП по Камчатскому краю Валериана Жеребятьева, за восемь месяцев нынешнего года в службе судебных приставов на исполнении были 4288 документов об административном штрафе и ущербе на 845 миллионов рублей. Из них 800 миллионов приходится на иностранные компании. Удалось взыскать только 2,6 процента от общей суммы.

Судьи в качестве наказания также применяют конфискацию задержанных судов. Здесь свои сложности. О них рассказала начальник отдела правового, документационного обеспечения и кадров территориального управления Росимущества Светлана Лебедева. По ее словам, обычно конфискованные суда принадлежат иностранным компаниям. Регистрационных документов на них нет. Без документов зарегистрировать их в России нельзя, как и выставить на продажу без российской регистрации. Единственный выход - продавать такие суда как металлолом. Но для этого нужно, чтобы специалисты признали его "конструктивно погибшим".

В итоге государству, в чью собственность перешел конфискованный флот, приходится оплачивать его простой. Только камчатское управление Росимущества на эти цели получило в 2010 году 20 миллионов рублей. В то же время государственный долг за хранение конфискованных здесь судов достиг уже 35 миллионов. То есть страна не компенсирует ущерб от браконьерской деятельности, а наоборот - терпит дополнительные убытки.