Операторы связи на Урале обсудили проект введения "вечных" мобильных номеров

В конце сентября одна из компаний - крупный поставщик услуг телефонной связи - предложила Министерству связи и массовых коммуникаций РФ проект сохранения сотовых номеров при переходе абонента от одного оператора к другому.

Идея внедрить такую услугу (Mobile Network Portability, MNP) возникла давно: о возможности сохранения номеров заговорили еще пять лет назад. Сторонники реализации проекта ссылаются на то, что в западных странах услуга давно работает. Однако в России инициативу оценивают неоднозначно.

С одной стороны, потребителю удобно, не теряя прежнего номера и всех контактов, переходить от одного оператора к другому. Особенно это актуально для бизнеса, когда у сотрудника есть возможность пользоваться корпоративным тарифом. Нередко работник отказывается от этой привилегии из-за боязни потерять контакт с людьми, которые связываются с ним по привычному номеру. Именно на таких потребителей услуга и рассчитана.

Компания, выступающая за реализацию принципа несменяемости номера, предлагает учредить новую структуру, которая будет выступать в качестве посредника между операторами и перенаправлять поступающие вызовы от одного из них к другому. Она может быть создана группой операторов либо контракт выставят на конкурс. Сами игроки рынка опасаются, что многочисленные переадресации приведут к усложнению процедуры расчетов и с абонентами, и с операторами.

Как сообщил "РГ" директор уральского филиала компании - инициатора внедрения новшества Евгений Малиновский, пока многие организационные моменты прояснены не до конца. Например, точно не рассчитан размер платежа абонента за пользование услугой. Неясно, сколько времени может занять решение чисто технических вопросов.

- Однако главный вопрос не в этом, - говорит Малиновский. - Пока нет положительного решения министерства. Если оно будет принято, то все остальное можно будет выяснить и рассчитать уже в рабочем порядке. Тем более что технически проект вполне реализуем, все операторы уже давно об этом думали и наверняка знают, что и как надо делать.

По словам Малиновского, стоимость переноса одного номера может составлять порядка десяти долларов. Да и самим операторам придется выложить достаточно большие деньги на приведение сетей в соответствие с техническими характеристиками, необходимыми для нормальной работы сервиса. Так, например, Дмитрий Киселев, региональный директор компании, входящей в тройку лидеров рынка услуг сотовой связи, отмечает, что операторам придется потратиться на замену IT-платформ, на расширение емкости сигнальной сети, что может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей.

Вот поэтому-то мнения о том, действительно ли необходимо вводить такой сервис, как MNP, разделились. Один из региональных операторов, например, считает, что в результате внедрения такой услуги одни операторы за счет других увеличат количество своих клиентов.

- Получив свободу перехода из сети в сеть, абонент сможет легко менять операторов, каждый раз выбирая для себя все более подходящие условия. А операторам, соответственно, придется находить все новые и новые способы привлечения и удержания абонентов, - говорит Екатерина Хворостова, директор по маркетингу телекоммуникационной группы, работающей в Свердловской области.

Она также отметила, что компания совершенно спокойно относится к перспективе внедрения проекта и готова его посильно поддержать. Хворостова считает, что бороться за новых абонентов операторы будут, не снижая стоимости внутрисетевых звонков и звонков на номера других операторов, потому что первые и сейчас уже достаточно дешевы, а вторые дешевле не станут из-за фиксированного тарифа на соединение между сетями. Поэтому, скорее всего, компании будут уделять больше внимания развлекательным сервисам и прочим дополнительным услугам.

Противники введения "вечного номера" говорят о том, что удобство его сохранения не очевидно. С одной стороны, при разной стоимости внутрисетевых и межсетевых вызовов никто не сможет сориентироваться, абоненту какого оператора звонит и во сколько это обойдется. С другой стороны, уже сейчас можно практически безболезненно сменить сотовый номер: достаточно заказать услугу автоответчика, который будет сообщать звонящим новый номер адресата. А один из лидеров рынка даже предлагает потенциальным пользователям выбрать в салоне номер, максимально похожий на предыдущий.

- Я сам два месяца назад сменил мобильный номер, которым пользовался в течение девяти лет, - говорит Киселев, - и сейчас не испытываю никаких проблем.

Сами инициаторы внедрения MNP отмечают, что рынок будет не очень большим. Так, например, данные внутреннего опроса крупного оператора сотовой связи показывают, что 93 процента клиентов лояльны к нему и переходить к конкурентам не намерены. А деньги, которые потребуются на реализацию программы, по словам директора по связям с общественностью уральского филиала компании Людмилы Протасовой, выгодней инвестировать в развитие сети и более востребованных сервисов.