13.10.2010 23:21
    Поделиться

    Главный оркестр Татарстана зазвучит по-новому

    У государственного симфонического оркестра Татарстана новый художественный руководитель. Им стал заслуженный артист России, лауреат престижных международных конкурсов Александр Сладковский.

    8 октября в Большом концертном зале имени Сайдашева он открыл новый, 45-й сезон.

    Сладковский обещает, что и для слушателей, и для самих музыкантов новый год будет особенным, непохожим на прежние сорок четыре. Какие изменения ждут главный оркестр республики, новоиспеченный художественный руководитель рассказал корреспонденту "РГ".

    Российская газета: В афише - Третий концерт Рахманинова и Пятая симфония Чайковского...

    Александр Сладковский: Именно эту симфонию любил и часто исполнял Натан Рахлин. Это дань уважения основателю и первому художественному руководителю нашего оркестра. Но главное, мы представляем зрителю молодого блистательного пианиста Гайдара Бескембирова. Это наш подарок студентам и аспирантам Казанской государственной консерватории, самые талантливые из которых смогут выступать с Государственным оркестром. Раньше об этом они могли только мечтать.

    РГ: Но ведь это очень хлопотное дело, не проще ли пойти по накатанному пути и приглашать уже состоявшихся звезд?

    Сладковский: Я считаю, для того чтобы воодушевлять публику, в Казань должны приезжать звезды мирового уровня. В том, чтобы приглашать посредственных солистов (а такая практика была), я не вижу смысла.

    Наша задача сделать так, чтобы музыканты, которые выросли и получили профессиональное образование в Татарстане, могли развиваться и достигать высот у себя дома.

    Сейчас я хожу на прослушивание в спецшколу при консерватории, чтобы представлять, кто вырастет из малышей, которые пока играют на маленьких скрипочках. Мы должны знать, кто придет в оркестр и будет олицетворять музыку Татарстана. Нужно сделать так, чтобы оркестр был интересен и без звезд высокого ранга. И для меня это одна из важнейших задач на сегодняшний день.

    РГ: Судя по всему, у вас серьезные намерения и, простите за каламбур, долгоиграющие планы в отношении симфонического оркестра Татарстана...

    Сладковский: Многих это сильно удивляет. Стереотип заезжего дирижера, который номинально числится и бывает на работе максимум раз в месяц, а то и меньше, для России не подходит в принципе. Должен быть человек, который руководит всем процессом. Я это понимаю. Не потому, что боюсь, что кто-то другой испортит оркестр... хотя это тоже очень часто бывает.

    Понимаете, если говорить о приглашении, например, таких мэтров, как Владимир Федосеев или Юрий Темирканов, то пока у нас нет на это средств. А дирижеры, лишь называющие себя таковыми, могут все испортить. Я как руководитель не могу допустить, чтобы на инструменте, который мы каждый день собираем по винтику, играли случайные люди.

    В Казань я переехал вместе со своей семьей и теперь большую часть времени здесь живу, работаю и почти каждый день репетирую. Для того чтобы создать оркестр, нужны гигантские инвестиции - не только финансовые, но и душевные, физические, профессиональные. На расстоянии ничего не получится.

    РГ: Значит, оркестр Сладковского создается с чистого листа?

    Сладковский: Это оркестр Республики Татарстан. Но в ближайшие три года им будет руководить дирижер Сладковский. Сейчас мы возвращаемся к азам профессии, как в балетном классе, когда сначала идут к станку. Каждый музыкант должен знать текст, который он исполняет, только тогда оркестр зазвучит. И с группами надо репетировать, причем не от случая к случаю, а ежедневно. В этом смысле можно сказать, что оркестр создается с чистого листа.

    РГ: Вы объявили 45-й сезон благотворительным. Почему?

    Сладковский: Мы хотим выйти за стены Большого концертного зала и завоевать сердца наших потенциальных слушателей. Показать, как это роскошно, когда живой симфонический оркестр исполняет классическую музыку, как это притягательно, модно и стильно. Мы уже дали четыре благотворительных концерта в вузах. Зал, к моему огромному удивлению, был переполнен, кто-то даже стоял. Были и слабослышащие молодые люди, которые держали в руках надувные шары, чтобы чувствовать вибрацию музыки. Большинство студентов ни разу в жизни не слышали оркестр вживую! И если 20 процентов из них захотят еще раз прийти на концерт, считайте, что мы приобрели себе сторонников.

    Буквально перед вашим приходом ко мне заходили студенты, присутствовавшие тогда на концерте. Спустя две недели они принесли мне записочки с благодарностью. Это так трогательно, когда люди находят время, чтобы написать пару строк. Публику надо воспитывать. И это такой же труд, как работа с оркестром.

    РГ: Александр Витальевич, а когда вы сами были на концерте в качестве зрителя?

    Сладковский: Не помню. Хотя... сегодня на репетиции. Мне было любопытно, как звучит соло валторны. Оркестр играл без меня. Я ушел в зал, слушал и поймал себя на мысли, что целую вечность не был в зале как зритель. Это, наверное, ужасно. Но в Москве я обычно смотрел и слушал самые топовые концерты по кабельному французскому каналу. Честно говоря, я, скорее, сознательно не хожу на концерты, потому что не отдыхаю на них. Если что-то не устраивает, меня начинает раздирать изнутри.

    РГ: А что для вас отдых?

    Сладковский: Это вождение автомобиля. Я очень люблю длительные путешествия на машине вместе с женой. И барбекю на природе. Это лучшее, на мой взгляд, что может существовать в мире: озеро, природа, тишина и немножко баранины на углях.

    РГ: Вы уже познакомились с Казанью?

    Сладковский: Нет, к сожалению. Я прихожу в зал задолго до начала репетиций, которые начинаются в 11 утра, и ухожу в девять-десять часов вечера. Времени пока хватает только на то, чтобы заехать в магазин, купить что-нибудь перекусить и немного поспать. Надеюсь, что-нибудь изменится после открытия сезона, хотя работы все равно будет много.

    РГ: Планы грандиозные?

    Сладковский: Сейчас мы ведем переговоры с Фондом Страдивари, который работает с инструментами Страдивари и Гварнери. Если все получится, их привезут в Казань. Самые талантливые молодые исполнители смогут сыграть на этих уникальных инструментах. В январе у нас должен состояться открытый концерт: опять-таки молодые музыканты выступят с Государственным симфоническим оркестром.

    Есть еще идея создать молодежный кампус на базе нашей консерватории и пригласить музыкантов из стран - участниц Всемирной студенческой Универсиады. Они могли бы взять мастер-классы у выдающихся профессоров и, проживая в Казани, репетируя, выступить в гала-концерте в рамках культурной программы Универсиады.

    Справка "РГ"

    Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан был основан в 1966 году. Его основателем и первым художественным руководителем был народный артист СССР дирижер Натан Рахлин. С 1985 по 2010 год коллективом руководил Фуат Мансуров. В разные годы с оркестром работали Вероника Дударова, Эдуард Серов, Арнольд Кац, Владимир Зива и другие дирижеры. Среди солистов, выступавших с оркестром, были Виктор Третьяков, Мстислав Ростропович, Гидон Кремер. В настоящее время оркестр работает под патронатом президента Республики Татарстан. В репертуаре коллектива сочинения татарских композиторов: Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Рашида Калимуллина, Шамиля Тимербулатова. Оркестр много гастролирует в разных городах России и за рубежом: в Испании, Франции, Италии, Польше, Чехии, Германии, Голландии, Южной Корее.

    Поделиться