14.10.2010 17:07
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 8: Рецензия на авторский текст

    Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Тренировочный текст представлен в первом занятии. 

    Ответы на задания предыдущего занятия

    1 - 4, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 3. 

    Занятие 8. Сочинение - рецензия на авторский текст. Что такое рецензия; тема, идея и основная мысль сочинения; алгоритм продумывания и составления плана сочинения на черновике 

    Сейчас мы обобщим почерпнутую ранее информацию для создания алгоритма написания сочинения - рецензии на текст, представленный в тренировочном варианте ЕГЭ. 

    Чтобы написать рецензию на авторский текст, необходимо: 

    1) следовать алгоритму коммуникативной ситуации: сначала вы воспринимаете авторский текст как читатель и исследователь, а затем сами становитесь автором, продумываете и создаёте текст, предназначенный другому читателю и исследователю; 

    2) взять черновик, ибо без составления развёрнутого плана, набросков на черновике, оттачивания своих мыслей, написания и исправления написанного вам не обойтись. 

    Итак, тема вашего будущего сочинения - рецензия. Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению. Следовательно, в названии темы вашего сочинения утверждается, что вы пишете рецензию на авторский текст, а исходя из понятия слова "рецензия" раскрыть тему - значит провести анализ этого текста и вынести ему личный приговор. Поэтому: 

    1) тема любой рецензии - выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции; 

    2) идея любой рецензии - обоснование своей авторской позиции - согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы; 

    3) ведущий речевой тип любой рецензии - рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты; 

    4) структура рецензии в основном (но не всегда) такова: 

    а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение); 

    б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание); 

    в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение). 

    Предложенный в ЕГЭ текст - эссе Ф. Искандера о "Капитанской дочке" А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить "Капитанскую дочку" и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.

    Алгоритм составления плана рецензии и написание сочинения в черновике

    План в черновике (чёрный курсив - вопросы рецензента самому себе).  Сочинение в черновике (светлый курсив - цитаты, подтверждающие мысли рецензента).

     I. Вступление
    Как моё вступление может перекликаться с темой авторского текста?
    Как мне сразу указать стиль и тип авторского текста?
    Автор текста (публицистического, эссе, рассуждения) уже во вступлении объявил, что в дальнейшем речь пойдёт о "Капитанской дочке". Я в своём вступлении сразу скажу, что эта тема мне знакома и интересна.
    II.    Анализ текста и позиции автора (по абзацному членению)
    1) Тема исходного текста и задача автора.
    Что интересует автора текста? Какова задача автора?
    Автора интересует Савельич и его взаимоотношения с Гриневым. Он захотел высказать собственное мнение по этому поводу.

    1)    2) Идея и основная мысль.
    В чём своеобразие авторского восприятия? Как автор оценивает Савельича?
    Автор считает Савельича одним из главных героев повести, на самом деле не рабом Гринева, а хозяином положения.
    Почему он так считает?
    Такое положение даёт Савельичу любовь к Петруше.
    Какой вывод делает автор? Какова основная мысль текста?
    "Любовь - главнее всех".

    Как автор объясняет своё восприятие Савельича, какие аргументы приводит в обоснование своей позиции?
    Он высказал предположение, что, видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и "переодел" свою няню в одежды Савельича.

    3) Лексическое и иное своеобразие текста, помогающее автору раскрыть тему и идею и воздействовать на читателя.
    Есть ли композиционное своеобразие?
    Текст начинается с экспозиции. Экспозиция и заключение логически связаны.
    Какая мысль проводится автором в экспозиции и развязке? Убеждает ли нас автор?
    И там и там автор проводит мысль, что существуют произведения, которые оставляют след на всю жизнь и к которым всё время хочется вернуться.

    С помощью каких лексических средств автор воздействует на читателя? Убедительна ли его позиция?

    1)    Повтор слова "наслаждение";
    2)    синтаксический параллелизм ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!");
    риторический вопрос, восклицание, антонимические сочетания ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!").

    III. Заключение
    Моё отношение к проблемам, затронутым автором, согласие или несогласие с его выводом. Что для этого необходимо?
    1. Определить своё отношение к Савельичу и Петруше.
    2. Сопоставить своё отношение к героям повести Пушкина и отношение к ним автора исходного текста. Здесь я выражу свою основную мысль и свяжу заключение и вступление своего текста.

    Какая основная мысль моей рецензии?
    Я не во всём согласен с автором эссе, что только подчёркивает значение "Капитанской дочки".

    Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести.


    Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал "с величайшим наслаждением".

    Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше. Искандер вспоминает, что ещё в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. "Любовь - главнее всех", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.



    Искандер, очевидно, искал объяснение своему восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".





    Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение". И мы уверены, что "Капитанская дочка" для Искандера - как раз такое произведение.



    Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. Главное слово его статьи - "наслаждение", которое он повторяет каждый раз, когда речь идёт о любимой повести или любимом герое. Савельич предстаёт перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!"), риторическому вопросу, воклицанию, антонимическим сочетаниям ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!"). Такое эмоциональное восприятие персонажа передаётся и читателю.
     



    Прочитав статью Искандера, я подумал, что моё восприятие Савельича не совсем совпадает с авторским. Да, Савельич любил Гринева, но это так естественно показано Пушкиным, что моё внимание было всё-таки сосредоточено на образах Гринева и Пугачева (наверное, соглашусь здесь с Цветаевой - я тоже всё время ждал появления Пугачева). Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что "Капитанская дочка" - великое произведение, раз может иметь множество прочтений.

     

    Задание. Перепишите сочинение в тетрадь - это будет полигоном для оттачивания умения создавать высказывания и иллюстрацией уровней языковой системы. Рассмотрите варианты вступлений и заключений.

    Варианты вступления:

    1) если авторский текст на тему, вам знакомую, то сразу можно указать на этот факт (как в нашем случае);
    2) если авторский текст на тему, вам не знакомую (вы не читали непрограммного произведения, не видели картины, не слышали исполнителя, не бывали в описываемом месте и т. п.), то можно сразу это обозначить, указав, что текст автора вызвал ваш интерес;
    3) если авторский текст на абстрактную для вас тему (рассуждения о смысле жизни, описание какого-то человека, явления природы), то можно сказать, что такие тексты, как этот, всегда заставляют задуматься (вызывают отклик в душе).

    В соответствии с этим возможны следующие варианты заключения:

    1) на п. 1 - обоснованная ваша позиция согласия или не согласия (как в нашем случае) с позицией автора текста;
    2) на п. 2 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором;
    3) на п. 3 - обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором.
    При написании заключения в тексте ЕГЭ ориентируйтесь на рекомендации в задании.

    Поделиться