15.10.2010 21:17
    Поделиться

    Вчера первые россияне открыли свои двери человеку со свистком и синим шарфом

    Первый человек, к которому ты постучал в дверь со словами "Здравствуйте, перепись населения", запоминается как первая любовь - на всю жизнь. Вчера в девять часов утра с 400 тысячами российских переписчиков, среди которых оказалась и корреспондент "РГ", случилась эта первая "переписная" любовь.

    Ею оказалась ясноглазая маленькая девочка, слишком скромная и юная для того, чтобы рассказать все о своей семье. На помощь переписчикам, как в сказке про репку, пришла и бабушка. Которая, как оказалось, помочь может, но только еще больше запутывает. Уже после первой анкеты неопытные переписчики пришли в замешательство - как оказалось, вопросы все-таки не такие простые, как рассказывали все это время чиновники. А родственные связи уже в одной квартире напоминают мыльную оперу. Бабушка, к тому же, оказалась из Нижегородской области.

    - Рядом с Выксой. Знаете, наверное.

    - Горели?

    - Горели …

    К счастью, и для переписчиков, и для самой внучки и бабушки, все быстро встало на свои места: первые остались с первой вымученной анкетой, вторые - с подарочной ленточкой "Всероссийская перепись".

    Несмотря на опасения главы Росстата Александра Суринова, что городские жители не так лояльны к незнакомым молодым работникам, за целый день откровенных грубостей выслушивать не пришлось. Правда, кто-то из студентов пожаловался: "Позвонил, представился, ответили - вы ошиблись". Так, как и предупреждали чиновники, в столице отвечают часто. Большинство москвичей боятся мошенников, кто-то стесняется своей бедности и не пускает на порог. Во время переписи 2002 года, по данным Росстата, на стационарные участки пришли 40 процентов жителей Москвы. Правда, в других крупных городах не меньше - в среднем по 35 процентов населения.

    На участке весь день неспокойно - два раза в середине дня сбегаются переписчики, сдают собранные анкеты на проверку, звонят начальники всех мастей, вереницей приходят жители близлежащих домов. Причем часто не на свой участок, а в тот, что рядом - увидели табличку на двери подъезда. А что делать переписчикам при виде бабушки с одышкой и глазами, полными слез. "Я так долго к вам шла, вот даже все документы взяла и площадь квартиры выписала", - говорит запыхавшись. Переписываешь сам (потом сбегаю, передам документы на нужный участок), объясняешь, что документы не нужны, все записывается со слов, есть закон. Человек хмурит брови, настораживается - что же это за перепись тогда, я же могу соврать?

    На самом деле врут многие. Анкеты, хоть и сложные, но похожи на психологические тесты - всегда можно догадаться, где человек схитрил. Например, сказал, что находится "на иждивении", а позже указал место работы. Хотя многие к вопросам переписи относятся с юмором. "Национальность? Пишите еврей. Родной язык? Ну, пусть будет немецкий!" - шутливо отвечает молодой человек. Переписчик в таких случаях в безвыходном положении - все пишется со слов переписываемого, а "взывать к разуму" нельзя.

    Другие приходят на участок не только посчитаться, но и поговорить. "Не думайте, что я к молодежи отношусь так, как по телевизору показывают. Бывают и хорошие студенты", - откровенничает с симпатичной переписчицей дедушка. Мы, говорит, с моей старухой (и снова как в сказке) живем вдвоем, поговорить не с кем. Жители района вообще отнеслись к студентам как к "сыновьям полка" - кто печенье принесет, кто-то в карманы засовывает лежалую "Аленку", зато от всего сердца. Одна переписчица на очередную "поверку" пришла с набитыми карманами, полными зеленых лаймов. Подумали, наверное, что на участке могут оказаться текила и соль.

    Хотя от еды студенты не отказываются. Рабочий день 37 тысяч учащихся вузов, которых привлекли к этой переписной кампании в Москве, начинается с 9 утра и заканчивается в 6 часов вечера. Обед - в нескольких на выбор местах. Правда, за свои деньги - примерно 120 рублей. При зарплате в 5,5 тысячи рублей половина денег уйдет на еду, другая - на проезд. Но, как говорят чиновники, о желудке работников заботились уже региональные власти. А бюджет переписи, большая часть которого как раз и ушла на оплату труда работников (почти 60 процентов), еще и урезали. Хотя, судя по первому "сытому" дню, паниковать рано - переписчики через две недели, скорее всего, даже поправятся.

    Поделиться