Бен Арис: в России доходы распределяются равномернее

Россию принято считать страной немногочисленных сверхбогатых нефтяных баронов и стомиллионной армии бедняков. Хотя долларовые миллиардеры встречаются здесь чуть ли не чаще, чем где бы то ни было, неравенство в России растёт медленнее, чем в других странах БРИК, и доходы населения распределены более равномерно, чем в Соединённых Штатах.

Один из широко известных показателей имущественного неравенства - коэффициент Джини, который отражает несколько расширенную концепцию благосостояния - в том числе, учитывает домовладение. Если бы наступил коммунизм, то каждый работающий получал бы одну и ту же сумму денег, и тогда коэффициент Джини был бы равен нулю. В гипотетическом обществе, где все деньги сосредоточены в руках одного человека, коэффициент Джини составил бы 100. В действительности же, страной с наименьшим разрывом доходов является Швеция (коэффициент равен 23), а с наибольшим - Намибия (коэффициент 70).

За последнее десятилетие богатые в Соединённых Штатах богатели намного быстрее, чем бедные. По данным всемирного исследования Центрального разведывательного управления, об этом свидетельствует коэффициент Джини, рассчитанный для американских домохозяйств, который вырос с 40,8 в 1997-м году до 45 в 2008-м (на сегодня это позднейшая дата в справочнике). В России за то же время богатые, несомненно, стали намного богаче, а некоторые наиболее успешные представители бизнес-элиты вошли в число богатейших граждан земли. Однако десятилетний экономический подъём, сопровождавший президентство Владимира Путина, означал, что и бедные граждане уверенно продвинулись к статусу среднего класса. Российский валовой внутренний продукт за последнюю декаду вырос в 7,5 раз - с 200 миллиардов до 1,5 триллиона долларов. Средняя заработная плата за этот же срок выросла примерно в четырнадцать раз, с пятидесяти до семисот долларов.

По словам Лайама Халлигана, руководителя стратегического отдела фонда "Просперити", "созданная трудом доля ВВП существенно выросла. Некоторые высокопоставленные россияне сильно разбогатели благодаря не труду, а капиталу, однако забирали его не у других людей, а у государства". Российский коэффициент Джини подрос с 39,9 в 2001-м году до 42,3 в 2008-м, что и в относительных, и в абсолютных показателях ниже, чем коэффициент США или любой другой страны БРИК. Отчасти такой благоприятный показатель достигнут благодаря тому, что со времён распада СССР граждане получили в собственность своё жильё, и это стало одним из наиболее значительных перечислений средств от государства гражданам за всю историю. До недавнего времени эти деньги, заключённые в кирпичах и цементе, нельзя было высвободить. Однако с ростом объёма ипотечных ссуд под залог недвижимости, который с начала лета каждый месяц удваивается, это благосостояние становится действительно ощутимым. Критики коэффициента Джини говорят о том, что русские богачи прячут свои деньги в оффшорах, однако это обстоятельство отчасти сглаживается благодаря тому, что беднейшие россияне тоже прячут свои деньги, только под подушкой: сегодня лишь каждый четвёртый россиянин имеет банковский счёт.

Эффект от этого стремительного роста завораживает. Если бы в пору президентства Барака Обамы доходы росли такими же темпами, то за ближайшие восемь лет нынешний среднедушевой доход в сорок тысяч долларов превратился бы в пятьсот шестьдесят тысяч. Любой президент, который добился бы столь внушительного роста благосостояния граждан, был бы не только переизбран, но и канонизирован. 

 Растущий средний класс сформировался чуть ли не в одночасье. Запуская свой долгосрочный реформенный план, Путин заявлял, что к 2020 году средний класс в России должен составлять 60%. Если верить недавнему отчёту ведущего инвестиционного банка "Тройка Диалог", Россия этого рубежа уже достигла: по данным "Тройки", к среднему классу (который определяется в России по годовому доходу свыше 6000 долларов) сегодня принадлежит 68% населения.

Нарождающемуся среднему классу появилось, что терять. Российское общество девятнадцать лет невозмутимо переносило болезненные перемены, но последний год ознаменовался ростом протестного движения.

Не обошлось без эпатажа: некоторые водители ставили на крыши своих авто синие пластиковые ведёрки, имея целью высмеять синие мигалки, которые богатые бизнесмены приобретают, чтобы без проблем игнорировать правила дорожного движения. Стало более заметным движение за права геев, и в нескольких случаях ситуации были решены благодаря волне негодования в российской блогосфере.

Статья опубликована во вкладках Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 28.09.10 и в The Washington Post (США) 22.09.10

Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 4

Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.

Мнение авторов данного раздела может не совпадать с мнением редакции Russia Beyond The Headlines и "Российской газеты".