Итальянцы строят антицыганскую стену

Предприниматели промышленной зоны в городке Джулиано, расположенном под Неаполем, не скрывают торжества: наконец-то местные власти пошли им навстречу и разрешили построить стену.

Настоящую: бетонную, высотой в три метра, которая отгородит их предприятия от цыганского лагеря, разместившегося по соседству еще в середине 1980-х годов прошлого столетия.

Чем так досадили бизнесменам обитатели табора? Претензий к ним несколько. Во-первых, систематические кражи. Исчезает все, что плохо лежит. И не только. Не так давно пропал даже кабель, из-за чего 48 компаний, расположенных в промзоне, на несколько недель остались без связи. Это привело к ощутимым финансовым потерям. Не менее серьезная проблема - водопровод. Его в хибарах нет, так что жители лагеря, а их человек 600, самостийно подключаются с помощью резиновых шлангов к водораспределительным сетям. В итоге в фармацевтические лаборатории Джулиано она поступает с перебоями, что регулярно приводит к разного рода чрезвычайным ситуациям.

Это уж не говоря о том, что соседство с бараками самым отрицательным образом сказывается на имидже ухоженной, с подстриженными газонами промзоны. Так что с заказчиками местные промышленники, как правило, встречаются подальше от Джулиано.

"Стеной позора" назвали будущее сооружение в общественной организации "Опера номади", которая защищает в Италии цыган и прочих кочующих людей. Надо сказать, что сами предприниматели прекрасно знают о тяжелых условиях, в которых живут цыгане, но филантропия - не их бизнес. "Конечно, стена не решение проблемы,- сознается глава их местного объединения Фулвио Фраттазио, - но благодаря ей мы будем себя чувствовать поспокойнее, ведь через трехметровый забор не каждый сможет перелезть. А пока соседям достаточно перейти на другую сторону улицы, чтобы навестить нас".

прямая речь

На торжественном приеме в Довилле по случаю Мирового женского форума комиссар по вопросам правосудия, прав человека и гражданства Вивиан Рединг продолжала работать, регулярно проверяя электронную почту на своем мобильном телефоне.

Дело в том, что через несколько часов, в полночь, истекал срок ультиматума, который комиссар Рединг, вступившая в жесткую полемику с французским руководством по поводу депортации цыганского населения, выдвинула Франции. Долгожданная электронная почта пришла в четверть одиннадцатого вечера, ознаменовав собой завершение "цыганского кризиса" в Европе. О том, как будет решаться "цыганский вопрос" в дальнейшем, Вивиан Рединг специально для "РГ" расспросила Екатерина Кузнецова.

Российская газета: Одна из наиболее острых тем, обсуждаемых сегодня в Европейском союзе, депортация цыган из Франции. В то же время мы наблюдаем тревожную тенденцию к росту популярности праворадикальных партий. Связываете ли вы эти явления?

Вивиан Рединг: Цыганское меньшинство в Европе насчитывает 10 миллионов человек. Этим меньшинством невозможно пренебречь. Франция демонтирует нелегальные поселения цыган, многие из которых имеют французское гражданство. Возникает очевидный вопрос - как интегрировать неимущее меньшинство в нормальное общество. Какие меры предпринимают государства-члены ЕС для того, чтобы побороть бедность, чтобы усадить детей этих людей за школьные парты, обеспечить им доступ к здравоохранению, привлечь к труду? Это первое, о чем необходимо задуматься. Второй аспект проблемы выражается в том, что Европейский союз основывается на общих ценностях, а также правилах, обязательных к исполнению всеми государствами. Если одна из стран-участниц ЕС не соблюдает эти правила, Европейская комиссия может инициировать судебное разбирательство. От имени Европейской комиссии я выдвинула ультиматум Франции, и она выполнила условия ультиматума. Париж подтвердил нам свое намерение внести изменения в свое законодательство, с тем чтобы зафиксировать на бумаге процессуальные гарантии директивы о свободном передвижении в Европе.

РГ: Может ли "цыганский вопрос" спровоцировать более широкую дискуссию по проблеме иммиграции в Европе?

Рединг: "Цыганская проблема" находится на периферии более масштабной проблемы иммиграции. Большинство цыган - граждане тех государств, в которых они проживают. По этой причине депортация цыган лишь в малой степени касается иммиграции. Я предпочитаю разделять эти две проблемы. Действительно, проблема иммиграции в Европе существует, но она напрямую не связана с цыганским вопросом. Цыгане имеют европейские паспорта. Проблемы иммиграции, в свою очередь, должны совместно решаться национальными правительствами и Евросоюзом.