Дмитрий Медведев: Двадцатке пора сделать что-нибудь окончательное

Лидеры России, Франции и Германии два дня провели на побережье Ла-Манша. В таком формате лидеры трех стран не собирались уже пять лет.

Из присутствовавших в этот раз на саммите подобные встречи знакомы лишь канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в 2005 году в трехстороннем формате общалась с президентами Путиным и Шираком. Но в этом году во время визита главы Российского государства в Германию было объявлено о том, что "тройка" снова готова собраться вместе для обсуждения наиболее актуальных вопросов жизни Европы да и всего мира, которых накопилось немало.

Гостеприимным хозяином решил выступить президент Франции Николя Саркози, подобравший для этого тихое курортное местечко Довилль в Нормандии, на самом побережье Ла-Манша, подальше от внутренних французских проблем. Во всяком случае, по местному размеренному течению жизни и не скажешь, что едва ли не вся Франция сегодня протестует против пенсионной реформы, продавливаемой самим Саркози.

Менее чем за сутки лидеры трех стран успели обсудить широкий круг вопросов, нисколько не удивившись, что во многом их позиции совпадают. Такое единодушие в последние годы наиболее ярко стало проявляться на фоне мирового финансового кризиса и работы "большой двадцатки". Встреча "тройки" в Довилле в принципе и была приурочена к предстоящему саммиту G20, который состоится в ноябре в Корее и где, по-видимому, снова будет ставиться вопрос о том, что от заявлений "двадцатке" пора переходить к конкретным делам.

 
Видео: Константин Завражин

"Двадцатке пора сделать что-нибудь окончательное", - заявил Дмитрий Медведев по завершению переговоров с Саркози и Меркель. Да, с одной стороны, G20 приступила к реформированию мировых финансовых институтов, активно обсуждает идеи о новых резервных валютах. С другой - мало что пока доведено до логического завершения, в том числе поскольку ряд стран полагает, что никаких радикальных перемен в мировой валютно-финансовой системе не требуется. Российский президент, как известно, так не считает. "Мы должны достичь окончательного результата, и в этом плане мы будем всячески поддерживать идеи, которые сегодня обсуждались", - дал понять Медведев, что в этом он не одинок.

Чего нельзя сказать, когда речь заходит о вопросах европейской безопасности и взаимодействии России и НАТО, где есть масса нерешенных проблем и взаимопонимание по ним ищется с трудом. Дмитрий Медведев уже давно предложил европейским партнерам общую концепцию нового соглашения по евробезопасности и пока продолжает получать на нее позитивные отклики. "Нужно работать и дальше, - заключил президент и в этот раз. - Коллеги готовы к тому, чтобы продолжать рассмотрение этой идеи".

Налаживать отношения с Североатлантическим альянсом Дмитрий Медведев решил лично. Он сообщил, что собирается принять участие в саммите Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре. Там российский лидер хотел бы выслушать в развернутом виде прозвучавшие на днях в НАТО мысли об участии России в новой европейской системе противоракетной обороны. Пока же российский лидер сомневается, что альянс четко понимает границы такого партнерства. "Само НАТО должно понять, в каком плане они видят присоединение России к этой системе, что оно даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения", - отметил Медведев.

В Европе, говоря о нормализации отношений НАТО и России, вспоминают про необходимость решения ряда замороженных конфликтов. Причем в этот раз на первый план вышло Приднестровье. "Мы можем достичь здесь неплохих результатов, но для этого нужно чтобы все стороны, вовлеченные в конфликт, занимали конструктивную позицию. А вот это уже задача посредников", - полагает российский лидер. Пока что, правда, возобновить переговоры между сторонами довольно сложно, поскольку в Молдавии политическая ситуация остается неопределенной.

Зато Россия и европейские партнеры определились, что движение в сторону безвизовых отношений - неизбежность современного мира. "В принципе позиции понятны, - сообщил Дмитрий Медведев. - Они такие, какие есть, они прагматичные. Все понимают, что визы нужно отменить. Все понимают, что это невозможно сделать нажимным путем. Это должен быть процесс - нужно только оценить его рамки, - и этот процесс должен иметь дорожную карту".

Российское руководство окончательно убедилось, что никакой спешки в визовом вопросе Европа проявлять не собирается. "Мы должны продвигаться шаг за шагом", - по-немецки рассудительно говорила Ангела Меркель. "Самое главное, что мы продвигаемся вперед", - вторил ей и Саркози.

Определенные преграды для окончательного снятия визовых барьеров могут быть вызваны дополнительными условиями, которые европейские партнеры увязывают с этим вопросом. Раньше таких намеков не было, но вчера в речи Саркози о визах проскочило знакомое словосочетание - "энергетическая хартия", отношение к которой, как казалось, Россия давно всем объяснила.

Впрочем, не исключено, что была какая-то накладка в переводе французского лидера, поскольку в неизбежности безвизового режима Николя Саркози не сомневается: "Моя личная точка зрения, что через 10-15 лет будущее - это общее экономическое пространство между Европой и Россией, с безвизовым режимом и единой концепцией безопасности".

Разговор на троих руководители России, Франции и Германии признали удачным опытом. Теперь тройка соберется либо в Германии, либо в России: Дмитрий Медведев и Ангела Меркель пообещали решить этот вопрос. "Мы все едины в том, что это было полезное мероприятие и полезное во всех отношениях. Считаю, что этот формат нужно сохранить", - заключил глава Российского государства.