Смоленская область оказалась не в состоянии полностью оплачивать счета, предъявляемые железнодорожниками. В результате в регионе сократилось количество электропоездов.
В пресс-релизе, распространенном железнодорожной компанией, сказано: "В ходе оптимизации были отменены три поезда (Смоленск - Кольцо № 6731/6732 и Москва - Гагарин № 6005), изменен маршрут и периодичность следования 18 поездов, таких маршрутов, как Смоленск - Рославль, Фаянсовая - Смоленск, Смоленск - Рудня". Эти несколько строчек не дают представления о последствиях принятого решения для многих муниципальных образований области.
- На железнодорожные перевозки у нас приходится 80 процентов пассажирооборота, - говорит глава Глинковского района Николай Шаробуров. - В связи с сокращением поездов на маршруте Смоленск - Фаянсовая 20 населенных пунктов с населением более тысячи постоянных и около 800 временно зарегистрированных граждан оказались за пределами зоны транспортной доступности. При этом к 17 населенным пунктам автодорог у нас нет вообще, есть только направления движения, и добраться туда можно лишь в сухую погоду. Из-за этого серьезные проблемы возникли в работе сельских учителей, персонала других бюджетных учреждений, да и в жизни всего райцентра.
Это не преувеличение. Врачи Глинковской ЦРБ, многие преподаватели местной музыкальной школы до последних пор приезжали в Глинку из Смоленска, и сейчас в этих учреждениях просто некому работать. Оперативно заменить пригородные поезда автобусами не получится, поскольку развитием сети дорог на протяжении долгого времени никто не занимался - "железка" полностью отвечала нуждам района. Чтобы решить проблему, необходимо построить 114 километров автодороги и 16 автобусных остановок, создать (или привлечь со стороны) автотранспортное предприятие…
Рославльский район тоже пострадал от сокращения количества пригородных поездов. Как отмечает директор Пригорьевской средней школы Жанна Глинкина, жизнь сельского поселения, в котором около тысячи человек, полностью зависит от железной дороги. Немалая часть взрослого населения работает на промышленных предприятиях в Рославле, молодежь ездит в райцентр на учебу. Но расписание пригородных поездов, действующее в настоящее время, словно специально составлено так, чтобы сделать жизнь пассажиров невыносимой. Поезд прибывает на станцию в пять утра и оказывается в Рославле через 33 минуты. Рабочая смена начинается в восемь, занятия в учебных заведениях еще позже, и люди вынуждены терять два-три часа.
Многие учителя Пригорьевской школы, наоборот, приезжают из Рославля, и попасть на работу вовремя они могут лишь в том случае, если успеют на поезд, отправляющийся из райцентра в 5 часов 36 минут. Городской транспорт в это время там еще не ходит, так что до вокзала им приходится добираться либо пешком, либо на такси. На место они прибывают в 6.15, когда до начала занятий остается более двух часов. Пригородными поездами пользуются и ученики из соседних деревень, которые теперь оказываются под окнами родной школы за несколько часов до первого звонка. Что с ними будет к 8.30? Смогут ли они усваивать материал?
По словам замначальника железнодорожного предприятия по реформированию и взаимодействию с органами власти субъектов РФ Олега Прохорова, оптимизация количества электропоездов осуществлена по согласованию с администрацией Смоленской области. Более того: список из 69 поездов, который власти региона считали социально важными в 2009 году, сократился в 2010-м более чем вдвое, так что железнодорожники считают свои действия вполне гуманными. Во-первых, они могли провести эту оптимизацию еще в январе, во-вторых, отменить не часть поездов, а все, которые не входят в перечень важных.
До сих пор стороны находили возможность договариваться: железнодорожники определяли размер своих убытков, а власти региона выплачивали им, сколько позволяли возможности бюджета. Но ситуация меняется. Прежде убытки пригородных пассажирских перевозок можно было компенсировать прибылью от грузовых. Но теперь внутри железнодорожной компании созданы специализированные подразделения: одно доставляет грузы, второе - пассажиров. Как же будут финансировать пригородные перевозки? Из средств областного бюджета. Причем не частично, как было в последние годы, а целиком. Например, убытки железнодорожников в этом году оцениваются в Смоленской области в 350 миллионов рублей. Найти такие деньги в тощей региональной казне невозможно. Правда, правительство обещало выделить субъектам Федерации субсидии на погашение этих затрат, но, в каком объеме и на каких условиях, - пока неизвестно.
- До 2010 года федеральные и региональные льготники ездили по абонементам, при этом считалось, что каждый из них совершает 50 поездок в месяц, - рассказывает Олег Прохоров. - Соответствующими были и компенсации, которые мы получали из бюджетов разных уровней. Теперь льготники ездят по разовым билетам, и общий размер компенсации сразу сократился на 30 процентов, поскольку далеко не все они делают 50 поездок в месяц. Цена проезда на автотранспорте и в пригородном сообщении в Смоленской области почти не отличается, при этом себестоимость перевозки по железной дороге почти в три раза выше. Поэтому в 2010 году наши убытки предположительно составят 350 миллионов рублей, тогда как окупаемость пригородных перевозок в регионе - всего 37 процентов.
ице-губернатор Михаил Шарин когда-то сам работал на железной дороге и хорошо знает все особенности отрасли. Он, в частности, утверждает, что в отличие от производителей электроэнергии или тепла железнодорожники не раскрывают органам госвласти способ формирования своих тарифов и нет возможности проверить, насколько обоснованы предлагаемые ими цифры. До сих пор методика расчетов, разработанная внутри компании, носила рекомендательный характер и власти субъектов Федерации ее просто не признавали. В результате о размере реальной компенсации стороны просто договаривались. Например, администрация Смоленской области в последнее время ежегодно выплачивала железнодорожникам 16-19 миллионов рублей, в 2010-м - 20,4 миллиона.
- При этом расходы на обслуживание пригородных перевозок за последние пять лет выросли в пять раз: с 69,9 миллиона до 351,4. В 2011 году они, как нас уже уведомили, составят 400 миллионов рублей, - говорит Михаил Шарин. - Эти расходы складываются из заработной платы и отчислений, расходов на топливо, амортизационных и прочих расходов. Тарифы на электроэнергию за этот период на территории Смоленской области увеличились менее чем в два раза, стоимость дизельного топлива вообще сократилась, и совершенно непонятно, что так существенно подорожало в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. Но объяснений на этот счет мы получить не можем.
В таких условиях, по мнению вице-губернатора, у властей региона нет другого пути, кроме энергичного развития межмуниципального автобусного сообщения. Дело в том, что уже в ближайшее время методика, используемая железнодорожниками для расчета своих расходов, может принять форму закона. После чего договариваться стороны уже не смогут - по сути, региону предложат оплатить представленный счет. Будут ли эти расходы частично компенсировать за счет средств федерального бюджета неизвестно, но понятно, что всей проблемы это не решит.
P.S.
Один из способов разрешения ситуации (его, кстати, поддерживают и представители железной дороги) - создание областной транспортной компании, которая будет заниматься перевозками пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом. Необходим серьезный анализ ситуации, расчет реальной потребности населения региона в транспорте и целесообразности использования того или другого его вида для конкретного населенного пункта. По словам вице-губернатора Михаила Шарина, эта аналитическая работа запланирована на 2011 год.