Валерий Шанцев руководит Нижегородской областью вот уже шестой год. За этот срок он надавал жителям региона столько серьезных обещаний, что ими можно вымостить дорогу от Нижнего до Москвы.
17 января 2006 года он объявил о замене трамвая в Нижнем Новгороде на "легкое метро" - до сих пор ничего не сделано. 14 апреля 2006 года сообщил о намерении построить в столице стадион для биатлона и горнолыжный комплекс - результат тот же. Остались пустыми словами обещания возвести новый хоккейный дворец, стадион водных видов спорта, сделать реконструкцию горнолыжного трамплина. 19 мая 2006 года были озвучены планы газификации семи северных районов области, но они все еще остаются планами. 20 февраля 2007 года прозвучало очередное обещание касательно строительства 30-тысячного стадиона "Пионер", но сооружение до сих пор пребывает в руинах. 12 октября 2007 года Шанцев снова проявил себя как большой радетель физкультуры, обязавшись возвести центры художественной гимнастики и настольного тенниса, - опять пшик.
Нижегородцев бесконечные посулы губернатора, конечно, сначала радовали, а затем стали раздражать. Но, по крайней мере, жизни граждан пустые обещания не угрожали - до последнего лета, когда Валерий Шанцев провозгласил, что сумеет сам справиться со страшными пожарами, поразившими регион, без помощи федерального центра.
27 июля председатель правительства России провел селекторное совещание, посвященное проблемам борющихся с огнем регионов. "Валерий Павлинович, нужна ли какая-нибудь дополнительная помощь от нас в этой ситуации?" - задал Владимир Путин конкретный вопрос нижегородскому губернатору. "Не нужна, пока мы справляемся сами", - решительно заявил тот.
А через день в Выксунском районе, всего в двухстах километрах от Нижнего, практически полностью выгорела деревня Верхняя Верея в 350 домов. Также огонь полностью уничтожил деревню Шернавка, серьезно повредил Семилово, Тамболесу, Борковка. Погибло 20 человек.
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! - терпящие бедствие жители начали тогда писать открытые письма президенту страны. - Помогите взять ситуацию в нашем городе Выкса Нижегородской области под контроль. Трое суток пожары, очагов возгорания все больше, в городе нечем дышать... И непонятно, почему нижегородские власти отказываются от федеральной помощи".
30 июля Выксу посетил российский премьер, по долгу службы сопровождал его и Валерий Шанцев.
"Ты почему сказал Путину, что нам помощь никакая не нужна?!" - спрашивала его одна из жительниц города. Шанцев ничего не ответил. Успокоил выксинцев только российский премьер, объяснив, что пострадавшие получат достойные компенсации или новые дома.
А на следующий день после визита Путина и Шанцева в Выксу глава района Алексей Соколов подал в отставку. Кажется, он стал единственным нижегородским чиновником, у которого хватило совести признать свою меру ответственности. Администрация области во главе с губернатором, оказавшаяся столь бесполезной при пожарах, сделала вид, что ничего особенного прошлым летом и не произошло.
Зато топ-менеджеры областной власти показали завидную эффективность в более "благодарной" сфере - осваивании бюджетных средств и ведении коммерческой деятельности.
Согласно прошлогоднему рейтингу наиболее "затратных" для бюджета региональных глав Валерий Павлинович Шанцев прочно укрепился в тройке лидеров. Его показатель - 356 млн рублей ежегодно, то есть почти миллион в день. Для сравнения: самый скромный в финансовом плане калужанин Анатолий Артамонов обходился тогда казне чуть более чем в 2 миллиона, а недавно покинувший пост башкирского президента Муртаза Рахимов - в 182 миллиона. "Мы на свои деньги могли бы вместо одного Павлиныча содержать целых два Муртазы!" - невесело шутили в области.
Впрочем, сложившаяся в регионе система исполнительной власти легко позволяет осваивать гораздо более серьезные суммы. Распространение получила практика "запараллеливания" функций областных министерств с коммерческими структурами.
Так, осенью 2008-го местные чиновники, создав для операций в сфере теплоэнергетики "Нижегородскую областную управляющую компанию", пытались записать в участники УК некую фирму "Далькиа" с переводом на нее 3,5 млрд рублей бюджетных средств. Вообще, Dalkia - это известная французская корпорация, один из лидеров европейского энергетического рынка. Однако в нижегородском случае корни фирмочки уходили на Кипр, хотя министр жилищно-коммунального хозяйства региона Андрей Мошонкин, уже бывший, пытался выдать офшорную "помойку" за настоящих французов.
Тогда скандал был спущен на тормозах, без уголовных последствий для организаторов аферы. То ли будет сейчас, когда правоохранительные органы плотно занялись расследованием деятельности ОАО "Нижегородкапстрой", учрежденного в 2005 году правительством региона и московским холдингом СУ-155, основным владельцем которого является другой приятель нижегородского губернатора Михаил Балакин.
Весной этого года областное ГУВД возбудило уголовное дело по факту мошенничества, допущенного крупнейшим - за пять лет работы компания доросла до серьезного бизнеса - застройщиком региона. ОАО подозревают в нецелевой трате 260 млн рублей, полученных по госконтракту на выкуп квартир для расселения ветхого фонда. Договор до сих пор не исполнен (ОАО сорвало не один срок достройки жилых домов по программе "Фонда содействия реформированию ЖКХ"), а деньги уже ушли.
Примечательно, что основанием для возбуждения дела стала проверка Счетной палаты, проведенная в ноябре 2009-го. Тогда аудиторы установили наличие у зама Шанцева Валерия Англичанинова, до появления в регионе трудившегося гендиректором СУ-155, деловых интересов в курируемой строительной отрасли. В частности, он через фирму "Ванаг" участвовал в капитале "Нижегородкапстроя" и естественным образом обеспечивал застройщику солидный фронт работ.
Не менее примечательно и то, что Англичанинов не стал дожидаться, когда милиция придет за ним с наручниками (пока дело дошло только до обыска в московской квартире чиновника), предпочтя оставить летом пост вице-губернатора "по собственному желанию". "Получит ли развитие уголовное дело, возбужденное против ОАО "Нижегородкапстрой", или отставкой Англичанинова все и закончится?" - сейчас размышляют в области.
Очевидно, что при столь бурной деловой активности у руководства области не хватает ни сил, ни времени на то, чтобы соответствовать ожиданиям нижегородцев, строить жилые дома и стадионы, тушить пожары.