В пермской школе все предметы ведет один учитель

В деревне Разино Коми-Пермяцкого округа открылась начальная школа - учительский дом. Двое молодых супругов-педагогов живут в школе и ведут 11 предметов на двоих. Они же - за уборщика, кочегара, завхоза, завуча. Проект призван спасти систему начального образования на селе.

На подступах к деревне дорога закончилась. У редакционной машины остановилась местная жительница и задумчиво сказала:

- Пожалуй, не доедете. До Разино только на лесовозе проехать можно.

На фоне тайги недавно построенный учительский дом с пятью ноутбуками и двумя телескопами кажется оазисом цивилизации. Здесь есть спортзал и один учебный класс. Мы попали в школу, когда занималась вторая смена - девять учеников. Пятеро на первом ряду - это второй класс, и четверо на втором ряду - это "выпускной" четвертый.

У учительницы Марины Ивановны два рабочих стола, две стопки тетрадей на проверку и две - учебников. Второклашки старательно выводят ручками "Хитрая лисица ловит мышей", а четвероклассники в это время читают рассказ "Зорькина песня". На следующем уроке задания меняются: те, кто писал, читают. И наоборот.

Пока идет урок, директор школы Алексей Алексеевич работает кочегаром и возится с трубами теплоснабжения. Еще он преподает физкультуру и информатику. Когда закончатся занятия, Марина Ивановна поднимет стулья на парты и будет мыть полы...

Алексей и Марина Симановы совсем молодые, им всего 22 и 24 года. Марина - педагог начальных классов, Алексей - технолог и программист. Они прошли конкурс, чтобы жить и работать в этой школе. Дверь из маленькой школьной столовой, где дети жуют бутерброды, ведет в их личную двухкомнатную квартиру.

- Когда нам предложили поехать в Разино, сразу предупредили, что все придется делать самим, - говорит Марина Симанова. - Что придется быть и учителем, и завхозом, и завучем одновременно. Сначала хотели отказаться. А потом решили попробовать.

Но сначала решили попробовать в краевом министерстве образования: специалисты предложили создавать в селах, где нет школ, учительские дома. Идею с азартом подхватили руководители Коми-Пермяцкого округа.

Деревня Разино попала под эксперимент: школа здесь есть, но 1923 года постройки, деревянная. В районном управлении образования предположили, что в следующий раз старое аварийное здание образовательную лицензию уже не получит. Старшеклассники из Разино уже несколько лет ездят в соседнюю деревню. А маленькие с нынешнего учебного года занимаются в новом учительском доме: 15 ребят на все четыре класса, из трех деревень.

Кроме бесплатного жилья педагогов-супругов привлекла и зарплата. Получая стандартное подушевое финансирование на свою небольшую школу, Марина и Алексей Симановы, как единственные в ней работники, все полученные средства делят только между собой.

- Мы рассчитали, что в месяц они вместе с налогами будут получать на семью около 42 тысяч рублей, - говорит заместитель начальника управления образования Кудымкарского района Елена Ванькова. - Это в два-три раза больше, чем на прежнем месте. Причем учительский дом имеет те же субсидии из районного бюджета, что и другие школы: деньги на свет, воду, дрова им выделяет муниципалитет. А как ими распорядиться, зависит от самих ребят. Они должны быть еще и хорошими хозяйственниками.

Возможно, учительский дом станет одним из основных вариантов решения проблемы с начальным образованием в небольших малонаселенных деревнях. По статистике, число школ в Коми-Пермяцком округе за последние семь лет сократилось со 149 до 116. Стало меньше учеников: в 2003 году их было почти 21 тысяча, а к 2010-му - чуть больше 14 тысяч. За это время новых школ в национальном округе построено только четыре. Причем четвертая школа и есть учительский дом.

По краевой программе модернизации школьного образования в Прикамье школы закрываются или реорганизуются: из средней превращаются в начальную школу или школу-сад. Старшеклассников собирают в крупных школах. Однако строить "началку" в районе, где с трех деревень едва набирается 15 учеников, неэффективно. Чиновники посчитали: если на строительство учительского дома районный бюджет потратил 4,5 миллиона рублей, то на возведение настоящей начальной школы пришлось бы потратить около 150 миллионов - с учетом покупки школьного автобуса и ежедневного подвоза детей.

- Конечно, нагрузка стала намного больше, - признается Марина Симанова. - Очень большая ответственность и самостоятельность. Я веду девять предметов в две смены. И я же, как завуч, должна планировать работу, организовывать учебный процесс.

Учительский стаж у Марины - пять лет, у Алексея - два года. Вместо солидного опыта - энтузиазм: молодые учителя хотят открыть при школе кружки. Она - декоративно-прикладного творчества, он - по основам информатики. Кстати, компьютеры, появившиеся в новой школе, вызвали в деревне настоящий переполох: домашний "комп" есть только у одного ученика, поэтому на курсы компьютерной грамотности к Алексею рвутся даже старшеклассники.

Учитывая спрос, молодые учителя готовы вносить предложения. Почему бы, скажем, на базе новой школы не создать центр-клуб для деревенских подростков? Можно создать спортивную секцию, можно открыть детский сад, летом - школьный лагерь. А еще рядом с учительским домом есть хороший земельный участок, на котором следующим летом учителя планируют поставить теплицу и разбить пару грядок...

Статус их школы - негосударственное образовательное учреждение - позволяет многое. Например, учителя могут по-своему составлять учебный график, корректировать длину каникул... Естественно, не в ущерб школьной программе.

Учитывая успешный старт первого учительского дома, власти в Коми-Пермяцком округе уже приняли решение строить следующий. Тоже в проблемной деревне.

Комментарий

Николай Карпушин, министр образования Пермского края:

- Учительский дом - инновационная форма организации образовательного процесса. Для работы государственной начальной школы требуются директор, завучи, обслуживающий персонал... А все предметы ведет один учитель. И, вместо того чтобы заплатить ему, мы вынуждены платить по кругу. Притом что основной статьей расходов в деревенской школе вполне могут оказаться коммунальные услуги.

Поэтому учительский дом - это такая форма управления, при которой мы все деньги, выделяемые на содержание школы, отдаем учительской семье. И она выполняет муниципальный заказ. При разреженном населении края, при небольшом количестве детей младшего школьного возраста этот проект выгоден для Пермского края. Возможно, такой вариант подойдет и для более освоенных территорий. Но, чтобы оценить эффективность проекта, нужно подождать три-четыре года.