В преддверии Международного форума "Чистая вода-2010" председатель Государственной Думы Борис Грызлов рассказал, какой должна быть государственная политика в водной сфере.
Нельзя считать воду само собой разумеющимся ресурсом. В отличие от нефти и газа вода, конечно, незаменима. При этом из всей пресной воды на Земле человеку доступно менее одного процента.
Проблемы обеспечения водой в последнее время затрагивают все большее число стран, нехватка воды вторгается в жизнь все большего числа людей. Более миллиарда человек уже испытывают недостаток в доступе к нормальному водоснабжению, и одна треть населения Земли уже живет в регионах с недостатком воды. Если текущий уровень потребления воды сохранится, то к 2025 году две трети глобального населения столкнутся с реальной проблемой недостатка воды.
Между тем, вода присутствует практически во всем, что мы видим. Обычно мы об этом не задумываемся, но существует понятие "скрытая вода". Для производства стакана молока требуется 200 литров воды, микрочипа - 32 литра, а, например, галстука из хлопка - 4100 литров. Чтобы выпустить с конвейера автомобиль, потребуется затратить 400 000 литров воды.
Мы используем невообразимый объем воды каждый день, большая часть которой нужна, чтобы произвести продукты питания. Глобальное водное использование для сельскохозяйственного производства составляет приблизительно 6390 миллиардов кубических метров ежегодно, включая ирригацию. Другими словами, человечество расходует более чем 200 миллионов литров воды в секунду, чтобы создать продукты питания.
В таких условиях одним из главных вызовов человечеству можно с уверенностью назвать вопрос сохранения стратегического ресурса - воды.
Но вода - это не просто источник жизни на Земле. Это еще и ресурс развития, без которого невозможен ни научно-технический прогресс, ни улучшение качества жизни. Сфера водных ресурсов России - это реальная возможность повысить конкурентоспособность нашей страны, реализовать наши естественные конкурентные преимущества благодаря внедрению инноваций, повысить качество жизни граждан страны.
К сожалению, в России есть проблемы, связанные с неопределенностью государственного регулирования водной сферы. По сути, отсутствует единая государственная политика в этой области, нет ведомства, которое бы отвечало за вопросы водоснабжения в целом. Эти вопросы регулируются разными ведомствами, а координирующий их работу орган просто отсутствует. Все это приводит к сбоям в работе отрасли в целом, к неэффективному использованию бюджетных средств.
Общее число водопроводов в нашей стране превышает 63 тысячи, но есть города, где в принципе нет чистой воды, а в некоторых районах сельской местности водопроводов не существует вообще. При этом имеющиеся водопроводные системы характеризует высокий уровень износа. Так, в Хабаровском крае износ и повышенная аварийность зафиксированы более чем на 70 процентах трубопроводных сетей, в Республике Бурятия - почти на 80 процентах, в Тюменской области - на 71 проценте.
Объясняя такую неблагополучную ситуацию, в большинстве субъектов Российской Федерации говорят об острой нехватке бюджетных средств на проведение комплексных мероприятий по обеспечению населения чистой водой.
Проблемы есть, но государство начало их решать. В августе 2009 года распоряжением правительства Российской Федерации была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации. Это неотъемлемая задача Стратегии-2020, и ее успешное решение позволит добиться ощутимых результатов в достижении основополагающей цели: повышении качества жизни граждан России. Эта работа нуждается в постоянном мониторинге, и план мероприятий может потребовать и корректировки, и дополнения.
Подчеркну, что для реализации Водной стратегии нужна совместная активная работа федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления.
Вода - государственная тема, проблема государственного масштаба, и решаться она должна соответствующими средствами. Механизмом обеспечения населения России чистой водой должна стать программа "Чистая вода".
Позиция государства в отношении проблемы воды как раз и начала складываться в процессе разработки программы "Чистая вода". Проект, предложенный партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в 2006 году, вышел за рамки партийного и превратился в общегосударственный.
Сейчас уже принято решение о включении программы "Чистая вода" в перечень федеральных целевых программ на период 2011-2013 годов. Сама программа находится в правительстве Российской Федерации, и мы рассчитываем, что она будет окончательно принята в рамках работы над бюджетом 2011-2013 годов.
Принципиальная новизна госпрограммы - в ее системном подходе к проблеме.
В частности, предполагается обеспечить качество воды в России на базе применения инновационных технологий, оборудования и материалов, развивать инновационно-технологический потенциал для обеспечения населения чистой водой.
Не менее важно создание и внедрение экологически безопасных водо- и энергосберегающих технологий, создание благоприятных условий для развития бизнеса в водной отрасли, развитие конкурентного рынка услуг.
В последнее время в мире постоянно растет интерес и внимание к вопросам использования и сохранения природных ресурсов. И это тем более естественно, что в этом году разные страны мира столкнулись с целым рядом аномальных природных явлений.
Мы не вправе забывать и о тех проблемах, которые проявились в прошлые годы. Таких, например, как загрязнение воды в реке Амур и ее притоках в результате аварии на химическом предприятии в Китайской Народной Республике. Пример тех событий, которые мы все хорошо помним, убеждает в необходимости международной кооперации, международного сотрудничества в данной сфере.
Именно Россия может придать решающий импульс такому сотрудничеству. И сегодня наше государство, обладающее значительными запасами пресной воды - до четверти всех мировых, - усиливает свою роль в решении глобальных проблем, связанных с рациональным использованием и сохранением водных ресурсов.
Очень важно понимать, куда мы движемся в плане сохранения водных ресурсов, каковы основные тенденции в этом направлении.
В связи с этим одной из ключевых проблем является недостаток квалифицированного сообщества, которое было бы способно обсуждать проблемы воды и водопользования с учетом долгосрочного прогнозирования и планирования.
Именно поэтому Некоммерческим партнерством "Российское водное общество" не так давно инициирована исследовательская работа по проблеме воды в перспективе до 2050 года. Создается пул экспертов, которые способны проанализировать общие тенденции и угрозы в водной сфере.
С учетом засухи и пожаров лета 2010 года становится очевидным, что необходимы новые решения в целом ряде сфер, связанных с водопользованием, с мелиорацией, с гидроэнергетикой и так далее. На это обратили особое внимание президент и председатель правительства России.
В рамках программы "Чистая вода" необходимо не просто обеспечить население качественной водой, но и изменить в целом подходы к вопросам водопользования, сформировать новое отношение граждан к воде, привычку к бережному отношению к водным ресурсам.
Многое зависит и от бизнеса. В отрасли создаются условия для привлечения инвестиций, для развития механизмов государственно-частного партнерства. Со своей стороны, государство обеспечит прозрачность и стабильность законодательного поля.
Подготовлен законопроект о водоснабжении и водоотведении. Необходимость его разработки обусловлена несовершенством имеющегося законодательства в водной отрасли. Ведь до сих пор в сфере водоснабжения не было базового закона, устанавливающего понятие институтов, субъектов, принципов, правила развития отрасли. Законопроект о водоснабжении и водоотведении все это предусмотрит.
Немаловажным для привлечения частных инвестиций в водную отрасль является и предложение о переходе на систему долгосрочного тарифного регулирования, которая позволит предприятиям отрасли брать долгосрочные кредиты.
Ключевое условие успеха в решении проблем, связанных с водой, как и многих других задач глобального характера, - это диалог и широкая общественная дискуссия.
Задача таких мероприятий, как Международный форум "Чистая вода", во многом заключается в том, чтобы представить консолидированную и отвечающую требованиям сегодняшнего дня позицию России нашим партнерам. В том, чтобы предложить решения, являющиеся взаимовыгодными и в полной мере отражающими интересы нашей страны, наших граждан.
Запрос на такие решения в мире исключительно высок, более того, он постоянно возрастает.
В июле 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой было отмечено, что 884 миллиона людей в мире не имеют доступа к чистой питьевой воде. Было подчеркнуто, что доступ к чистой питьевой воде - это одно из фундаментальных человеческих прав, "общечеловеческое право, которое является необходимым условием полноценной жизни человека". 122 государства, в том числе, конечно, Россия, поддержали резолюцию. Правда, делегации 41 государства воздержались. Но обнадеживает, что ни одно государство не проголосовало против резолюции.
Это означает, что российская точка зрения получает все более широкое распространение и все более широкую поддержку в международном сообществе. И в рамках форума мы имеем возможности активизировать нашу работу совместно с зарубежными партнерами.
Международный форум "Чистая вода" становится одной из ведущих мировых площадок для обмена мнениями и опытом в деле сохранения и эффективного использования водных ресурсов планеты, применения самых передовых технологий в водной сфере.
Хочу особо отметить, что задачи, которые ставит перед собой Международный форум "Чистая вода", получили поддержку президента Российской Федерации Д.А. Медведева и председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина.
В этом году уже во второй раз на площадке форума встретятся руководители государственных органов из разных стран мира, отвечающих за водную сферу, специалисты российских и иностранных компаний, потенциальные инвесторы. Наша задача - сделать все, чтобы на форуме у них была возможность для плодотворного общения и кооперации. В результате создаются и новые условия для привлечения долгосрочных инвестиций в водное хозяйство, которые нужны не только России, но и другим странам.
Форум способен объединить усилия органов власти, бизнеса, научного сообщества, институтов гражданского общества во имя общих целей. Принципиально важно, что он поможет укрепить прямые контракты предприятий нашей страны, чья деятельность связана с водной сферой.
Форум даст возможность ответить на вопросы о перспективах создания единой системы управления отраслью, обсудить темы, связанные с повышением ее инвестиционной привлекательности, задать вектор дальнейшей работы по анализу путей развития ситуации в водной сфере России и мира в целом.
Проведение форума в Москве и высокий уровень предполагаемого представительства российских органов государственной власти говорят о том внимании, которое уделяет руководство нашей страны вопросам сохранения водных ресурсов для будущих поколений.
Одна из важнейших составляющих устойчивого развития - понимание обществом проблем сохранения и использования водных ресурсов. О существующих проблемах и задачах необходимо максимально широко информировать общественность. Осознавая важность диалога с обществом, в рамках Международного форума организаторы запланировали выставочную и информационную программу. Посетители "Экспоцентра" смогут узнать и о существующих проблемах, и о путях их решения.
Хотел бы пожелать участникам форума и всем, кому небезразличны проблемы сохранения воды, успехов в решении важнейших и общих для всех нас задач!
Подготовила Ольга Бухарова
Грызлов Борис Вячеславович родился 15 декабря 1950 года во Владивостоке.
В 1973 году окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.
Работал инженером в научно-производственном объединении имени Коминтерна (ВНИИ радиостроения). C 1977 по 1996 год прошел путь от ведущего конструктора до директора крупного подразделения производственного объединения "Электронприбор". С 1996 года - директор Учебно-методического центра новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета имени Д.Ф. Устинова, с 1999 года - президент Межрегионального фонда делового сотрудничества "Развитие регионов" (г. Санкт-Петербург). В октябре 1999-го возглавил Санкт-Петербургское региональное отделение движения "Единство". В декабре этого же года избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
С марта 2001 года по декабрь 2003 года - министр внутренних дел РФ.
В ноябре 2002 года избран председателем Высшего совета политической партии "Единая Россия", в ноябре 2004-го - председателем политической партии "Единая Россия", с апреля 2008-го - председатель Высшего совета политической партии "Единая Россия".
В 2003 году избран депутатом Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва, а затем Председателем Государственной Думы ФС РФ. Руководитель фракции "Единая Россия".
В 2007-м становится депутатом Государственной Думы ФС РФ пятого созыва, после чего избран Председателем Государственной Думы ФС РФ. Руководитель фракции "Единая Россия".
С апреля 2005 по май 2007 года - Председатель Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), Председатель Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Кандидат политических наук. Имеет государственные награды.
Дмитрий Медведев, президент РФ
- Наша страна обладает почти четвертью мировых запасов пресной воды. Их эффективное и бережное использование поможет обеспечить гарантированный доступ к качественной питьевой воде не только в России, но и за рубежом.
Сегодня важно в полной мере задействовать потенциал российской науки, внедрять новые технологии и развивать инвестиционное сотрудничество с зарубежными партнерами.
В водные объекты РФ сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке.
Более 72% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17% - загрязненными без очистки и только 11% - очищенными до установленных нормативов.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты страны ежегодно поступает около 11 млн тонн загрязняющих веществ
По предварительной оценке, общий объем ресурсного обеспечения реализации мероприятий Водной Стратегии составляет 662,4 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 480,9 млрд рублей, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 114,6 млрд рублей, внебюджетных источников - 66,9 млрд рублей