Вчера на коллегии минтранса обсуждали продолжение структурной реформы на железнодорожном транспорте. Она должна решить такие задачи, как повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие конкуренции и снижение монопольной концентрации холдинга "РЖД", сообщил вице-премьер Сергей Иванов.
В ноябре правительство ожидает доклад минтранса о ходе структурной реформы РЖД, а в преддверии будет проведено заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи, где подробно предполагается рассмотреть каждый пункт плана на 2011 год.
Вице-премьер напомнил, что проведение реформы в начале 1990-х годов было вызвано износом основных фондов более чем на 59 процентов. В то же время наблюдался рост цен в промышленности, который существенно опережал динамику грузовых железнодорожных тарифов. Чтобы сохранить отрасль, было принято решение проводить реформу, и к концу 2002 года в России появилось 70 компаний-операторов на железной дороге. Начались приватизация имущества железнодорожного комплекса и реорганизация РЖД. В итоге на 1 января этого года в руках частных компаний-операторов уже сосредоточено более 60 процентов парка грузовых вагонов. На начало реформы их было у частных операторов менее 25 процентов. Организована Федеральная пассажирская компания, которая отвечает за перевозки дальнего следования.
Пригородное сообщение регионы вместе с бизнесом постепенно берут на себя. К концу 2010 года должно появиться 26 компаний-перевозчиков, которые займутся внутрирегиональным транспортом. Изменится и порядок финансирования пригородных электричек. Напомним, что 2010 год является последним, когда за счет выгодных грузовых перевозок субсидируются пригородные поезда.
В минтрансе предлагают выработать подход, который не только позволит населению ездить в нормальных и комфортных вагонах, но и обеспечит экономически обоснованный уровень доходов пригородных компаний. Фактически речь идет о направлении части средств федерального бюджета в качестве дотаций регионам на обеспечение сбалансированности местных бюджетов с учетом тех компенсаций, которые они должны выплачивать пригородным перевозчикам. Это предложение сейчас изучают в минфине. Однако регионы вместе с железнодорожниками должны в кратчайшие сроки определиться с размерами компенсаций и обратиться в минфин. Для обеспечения прозрачности формирования затрат пригородных компаний Федеральная служба по тарифам уже разработала порядок расчета тарифов. Чтобы заинтересовать регионы в формировании пригородных перевозчиков, минтранс также предлагает решить вопрос о передаче в уставные капиталы пригородных компаний и подвижного состава, который сейчас пока арендуется у РЖД.
Проблема с доступностью вагонного парка возникает не только у пассажирских перевозчиков. Она есть и у грузоперевозчиков. К сожалению, российские производители вагонов пользуются тем, что этот рынок для иностранных производителей закрыт, и диктуют свои цены. Сергей Иванов предложил подумать над тем, чтобы открыть этот рынок, если ситуация с ценами не изменится. Как известно, есть желание у китайских производителей выйти на наш рынок.
Замминистра транспорта Андрей Недосеков особое внимание уделил ситуации на вокзалах. По его словам, необходимо создать механизм привлечения частных инвестиций в их модернизацию. В том числе на их базе создать транспортные терминалы и многофункциональные комплексы.