Кинопремьеры недели: "Другое небо" и "На измене"

На прошлом Венецианском фестивале фильм "Жизнь в военное время" Тода Соллондза получила приз за лучший сценарий, что вызвало небывалое раздражение у одних и искреннюю радость - у других. Соллондз - из тех режиссеров, вокруг которых всегда скандалы и скандальчики. Он снимает на такой тонкой грани гротеска и пошлятины, что достаточно одного неверного полукадра, одного неверного полуслова, одного неверного полузвука, чтобы из гротеска сверзнуться в пошлость. Впрочем, некоторым кажется, что он оттуда и не вылезает, особенно после пятилетней давности фильма "Перевертыши", где одну роль играет восемь человек разных возрастов, разного пола и разных цветов кожи. "Жизнь в военное время" - фильм в этом отношении не менее рисковый. В центре - педофилия, расизм, антисемитизм, самокопание, рефлексии в излюбленном стиле Вуди Алена (с которого он, похоже, и делал свою жизнь художника). Все это - спокойно и даже довольно монотонно, как и полагается режиссеру-интеллектуалу с Манхэттена. Фильм пропитан болезненной сексуальностью, интеллигентскими рефлексиями и настойчивой темой прощения. В картине снялись Шарлотта Рэмплинг, Ширли Хендерсон, Элли Шидди и другие.

***

Когда-то давно жена горного пастуха оставила его с маленьким сыном, уехала на заработки в Москву. Мужчины жили без нее, сын, кажется, даже думать о маме забыл. А Али - тот каждую секунду помнил. Потом не выдержал и вместе с мальчиком отправился на поиски в город. Ему кажется, там для него все чужое, все таит в себе опасность. Как выяснится потом, не зря казалось. Что порой приходится приносить в жертву любви - об этом фильм Дмитрия Мамулия "Другое небо". Фильм, мягко говоря, немногословный. Точнее - практический бессловный, но это тот случай, когда слова могут только помешать. Глаза главного героя (его играет непрофессиональный актер Хабиб Буфарес, для которого это вторая роль в жизни - три года назад в свои 60 лет он дебютировал в фильме "Кус-кус и барабулька") - мощный рассказчик, способный сказать куда больше того, чем даже хотел бы их хозяин. Интересно, что еще три года назад Хабиб работал на стройке и случайно оказался на съемочной площадке - режиссеру Абделатифу Кешишу пришла в голову безумная мысль попробовать этого выразительного старика на главную роль вместо неожиданно умершего актера. И вот такой вираж судьбы… Добавим, что фильм снят камерой одного из лучших российских режиссеров Алишера Хамиходжаева. Эстетический эффект - впечатляющий. Как у всякого авторского кино, прокатная судьба у этого фильма не может быть счастливой, но "для тех, кто понимает" фильм "Другое небо" - несомненный подарок.

***

Мировой кинематограф готов пополниться еще одним Дракулой - на сей раз нашего, российского изготовления. Компьютерную версию похождений трансильванского графа сделал дебютант Владимир Мариничев, а спродюсировал Сергей Сельянов. Про кинонюх Сельянова ходят легенды, поэтому даже не имеет смысла удивляться, что самый успешный российский продюсер согласился заняться творением дебютанта, который еще вчера работал опером московского уголовного розыска. Надо добавить, что его соавторы Артём Вовченко и Тимур Тибилов - трудились охранниками в фирме Мариничева, когда тот, уйдя из угро, организовал собственное охранное предприятие. То есть в команде "Носферату" главные действующие лица (кроме Сельянова, разумеется) - непрофессионалы. Анимация - лишь хобби. Компьютерные персонажи фильма сделаны минималистски, главный герой - Дракула - существо с совершенно голым черепом и торчащими зубами, словно сошедший живьём со знаменитой картины Мунка "Крик". Только смешной и немного жалкий. Сам фильм "Носферату" тоже смешной и тоже моментами жалкий, потому что кажется, что компьютерными персонажи стали лишь потому, что авторы никогда не учились рисовать.

***

После съемок очередного фильма у Александра Атанесяна остались шесть тысяч метров пленки. У оператора Михаила Мукасея - семь. Как раз на новый фильм. Вот и сняли картину "На измене". Атанесян рассказывает об этом со смехом, а зря - в искусстве, как и вообще в жизни, ничего не бывает случайно. Символично получилось, между прочим. Остатки сбиваются в кучу - получается новый продукт. Обрывки пленки, обрывки сюжетов, всё много раз виденное, все знакомое - политик с удручающе низким моральным уровнем развития, его вертлявый помощник, красотка-секретарша, гостиница, длинные коридоры, непременные проходы-пробеги по ним - все это должно оказаться начиненным чем-то совсем не виданным доселе, чтобы стать смешным. Или исполненным до такой степени виртуозно, что затасканность сюжета и сюжетных поворотов померкнет на фоне свежести исполнения. Не случилось. Актеры в главных ролях - Эдуард Радзюкевич и Андрей Кайков - словно выползли тепленькими из "6 кадров", думая, что уже поэтому будет смешно. Главная женская роль в исполнении Евгении Трифоновой не получилась такой сексапильной, чтобы и правда поверить, будто из-за нее скандал глобального масштаба мог разгореться. Игорь Верник в женской роли мог бы быть смешным, если бы не уповал на комический эффект лишь от переодевания в дамское платье. Словом, все словно понадеялись, что и так будет смешно - ситуация заведомо прикольная. Можно подумать, мы не знаем тысячи примеров, когда самая благодатная драматургия меркла в режиссерских руках…