Всего за несколько лет глухая сибирская деревенька стала местом паломничества туристов со всего мира. О чудесной энергетике Окунево слагают легенды, а писатели и ученые всерьез называют его "ковчегом", который спасет человечество в эпоху природных катаклизмов. В чем причина небывалой популярности совершенно обычного до недавнего времени села, выясняла корреспондент "РГ".
Сибирский экстрим для туристов начинается задолго до Окунево. После сотни километров от города старый "пазик" так подпрыгивает на ухабах, что с пассажиров мигом слетает сон. Впереди - еще сто пятьдесят километров тряски.
- Я третье лето сюда езжу и каждый раз одно и тоже, - возмущается Игорь из Новосибирска, сдувая резиновую подушку под голову. - Предприниматели здесь делают деньги из воздуха, миллионы рублей на нас зарабатывают, а чтобы ямы залатать - средств нет. Не дорога, а стиральная доска.
Рейсовый автобус битком забит рюкзаками, палатками и котелками. Новосибирец Игорь, в обычной жизни оператор котельной, а в Окуневской - биоэнергетик, уфолог и маг, демонстрирует путешественникам снимки с мобильного телефона. Причудливо сплетающиеся облака напоминают сказочные головы драконов и динозавров. Вечерний закат отсвечивает языками пламени.
- Другие миры! - шепотом констатирует Игорь. Туристы восхищенно качают головами.
На Муромцевском вокзале на старом "Жигуленке" нас встречает московский писатель Михаил Речкин. Муромцево - его малая родина. До Окунево от райцентра еще 25 километров.
- Местные таких "тряхонутиками" называют, - кивает Речкин в сторону новосибирского кочегара. - От них в Окунево отбоя нет. Как медом намазано. Через всю страну проезжают, чтобы в Сибири "уйти в астрал".
- Подбросьте меня до энергоцентра, - барабанит пальцами по стеклу подслеповатый мужичок в годах. - Позвольте представиться - Юрий Борисович. Археолог. Биоэнергетик. Ищу золотого коня Чингисхана.
Новый ковчег?
Деревне Окунево без малого триста лет. Основанная, как и сотни других, крестьянами-переселенцами, она никогда не отличалась ничем особенным. На берегу реки Тары люди жили обычной жизнью. Раскулачивали богачей, уходили на войну, создавали колхозы и совхозы, разом обанкротившиеся в перестройку. Растаскивали до скелетов коровники, гнали на продажу самогон и отправляли молодежь в город. Однако в 1991 году у Окунево неожиданно началась "вторая история".
Новую жизнь в забытую деревеньку в четыре улицы принесла некая Расма Розитис. Ученица индийского гуру прибыла в Прииртышье с великой миссией - найти и возродить храм Ханумана - бога обезьян, затерянный где-то в сибирских просторах. По поверьям, магический кристалл именно этого храма должен спасти человечество от грядущих природных катаклизмов. А на Омск выбор гуру пал потому, что название этого города оказалось созвучно священному слогу "Ом", якобы обладающему колоссальной энергетикой.
- Каждый день Расма приходила к нам на кафедру и толковала о своем сне - крутой изгиб реки, увал и сосны вокруг, - рассказал "РГ" омский историк и археолог Борис Мельников. - И вдруг меня осенило - ее описания очень похожи на то место, где ведут раскопки наши преподаватели. И мы тут же отправили Расму туда.
Ученица гуру целую неделю прожила в палатке у реки и уже собиралась уезжать несолоно хлебавши, но в последнюю ночь услышала над Тарой странную музыку. А в предрассветном тумане ей отчетливо показались контуры обезьяньего храма. Расма пошла в деревню и купила первый попавшийся дом.
К слову сказать, странные "картинки в небе" здесь видела не одна Расма. На изломе Тары местные жители не раз встречали небесный табун коней, запряженные колесницы, спешащих неизвестно куда всадников или поющий в лесу хор молодых девушек. Но не придавали "спецэффектам" особого значения.
- Не до чудес нам было, - работали не покладая рук, - улыбается старейшая жительница села 85-летняя Прасковья Окунева.
А когда в шестидесятых годах заезжие ученые объяснили странные видения голографическими свойствами кварцевых песков, пересуды и вовсе утихли. Как оказалось - до поры до времени.
Вслед за Расмой Окунево неожиданно заинтересовало и представителей других конфессий. Один за другим в деревню начали прибывать бабаджисты, староверы, кришнаиты, буддисты, ведорусы и православные. На старинном Татарском увале практически одновременно появились часовня, христианский крест, солнцеворот, жертвенник, волшебная сосна и прочая религиозная атрибутика.
- Это, наверное, единственное место в мире, где представители все конфессий мирно уживаются между собой, - рассказывает руководитель регионального отделения "Русского географического сообщества" Игорь Вяткин.
Как говорится, необъяснимо, но факт. Официально подтвержденный Ватиканом.
Тайна озер
Одновременно с паломниками исследованием окуневского феномена занялся и писатель Михаил Речкин. Правда, его интересовали вещи более насущные. Родившись в Муромцевском районе, Речкин с детства был наслышан о целебной силе местных озер.
В войну сюда привозили раненых - вода затягивала кожные нарывы. А бабушки-знахарки водили купаться в леса нервнобольных и страдающих туберкулезом. Живший в Омской области Петр Ершов, прославившийся единственной сказкой про Конька-Горбунка, по всей видимости, тоже знал про водоемы с живительной силой. Окунешься в каждый по очереди - и обретешь вечную молодость.
- Я решил обязательно эти озера найти, - рассказывает Речкин. - Но как это сделать, когда в районе их более шестисот? Опрашивал старожилов, собирал старинные карты, обращался за помощью к экстрасенсам и ясновидящим.
Таинственными источниками оказались Линево, Данилово, Щучье, Урманное и Потаенное. Если смотреть сверху - получается ровная буква "Г" - все водоемы на одной ровной линии. И все - неподалеку от мистического Окунева. Внешне озера напоминают воронки, да и местные жители уверены в их метеоритном происхождении. Но ни подтверждений, ни опровержений этому нет до сих пор.
На протяжении нескольких лет Речкин возил на озера экспедиции ученых. В Муромцево работала группа геофизиков под руководством доктора технических наук из Москвы Александра Зайцева, группа руководителя новосибирского института клинической и экспериментальной медицины академика Казначеева, столичные биофизики Смирнова и Хорошева и многие другие.
По заключениям экспертов, вода из пяти озер действительно уникальна и обладает повышенной биологической активностью. Однако местные власти не вдохновились опытами гидрологов и биофизиков. Чиновники остались равнодушными даже когда из печати вышла первая книга Речкина "Окуневский ковчег" и на целебные водоемы хлынули толпы туристов со всего мира.
- Здесь надо создавать бальнеологический курорт, - писатель-исследователь мечтает вытащить малую родину из нищеты. - Озера насыщены кислородом, вокруг залежи синей глины, сосновый бор, геовитагенные зоны. Но почему-то никто не желает этим заниматься.
Тайну озер разгадали пока лишь вездесущие предприниматели. Мигом расхватали землю в аренду и собирают с отдыхающих немалые деньги за въезд на "целебную территорию". По тысяче рублей с легковой машины. Учитывая то, что в теплые выходные через озера проходит до 500 человек - доход приличный. Но дотационному и погрязшему в долгах Муромцевскому району с расхлябанными дорогами с этой суммы перепадают сущие копейки. Щедрая природа годами кормит заезжих бизнесменов, а у местных властей организованные туристические маршруты и создание заповедной зоны до сих пор только в планах.
"Здесь время не ощущаешь, оно течет медленно-медленно", - пишут туристы на форумах про Окунево. Видимо, так и есть. Глава Муромцевского района Виктор Зеленин за неделю так и не смог поговорить с корреспондентом "РГ" даже по телефону.
В Облака
Сегодня у загадочного Окунева есть как преданные поклонники, так и ярые противники. Последние считают изюминку села "великой мистификацией". Правда на вопрос "Кому и зачем она понадобилась?" не могут найти вразумительного ответа. Тем временем молва о сибирской деревеньке и чудесах в ее окрестностях продолжает распространяться по свету.
Этим летом здесь было вдвое больше гостей, чем в прошлом году. А некоторые из них вообще остались здесь навсегда.
Журналист Говинда из Непала приехал писать статью и развенчивать мифы, но уже через неделю сдал обратные билеты. Утром ходит босиком по траве, а вечерами играет на барабанах. Омич Михаил распродал городское имущество и перевез в деревню жену и пятерых детей - на свежий воздух.
- Я переехал сюда, потому что устал жить в социуме, - рассказывает он. - Здесь нет начала и конца рабочего дня, обеденных перерывов, будней и праздников. Окуневские жители свободны от социальных норм и общепринятых условностей. Поэтому жизнь у каждого человека протекает по собственным потребностям.
Москвичи Александр и Юля Тарасовы объездили практически весь земной шар в поисках места, где бы их семья могла чувствовать себя комфортно и защищено. Жили в Америке, Бразилии, Таиланде, Египте и Гватемале. Но однажды увидели Окунево и влюбились в него навсегда.
С приходом "мировой славы" изменилась и жизнь коренных окуневцев. От грязной серой деревушки теперь не осталось и следа. Вместо полуразрушенных деревянных домов и покосившихся заборов - яркие разноцветные усадьбы с разрисованными воротами. Здесь давно уже нет обычных почтовых адресов. Вместо улиц и номеров - рисунки на заборе: "Облака", "Слоники", "Белый дом", "Штаб". Приходят письма: Куда? - "В Облака", Кому? - "Божественной матери". Районные почтальоны поначалу за голову хватались, потом привыкли.
Впрочем, хозяевами этих усадеб местные жители уже не являются. Цены на недвижимость в захолустье ввергают горожан в шок. Деревянные избы в Окунево выставляются на продажу за полтора-два миллиона рублей. И от потенциальных покупателей, к великой радости сельчан, нет отбоя. На вырученные деньги аборигены приобретают хоромы в областном центре и отбывают восвояси. Теперь на окуневских завалинках вместо частушек поют песни на языках со всех уголков мира. На огородах ищут клады. В лесах - охотятся за летающими тарелками, а в полях ставят палатки и шатры.
Оставшиеся хозяева 28 дворов забросили сельское хозяйство и вовсю спекулируют на туристах. Двадцать пять километров от вокзала на такси - семьсот рублей. Экскурсия на озеро Потаенное в паре километров - 350 рублей с человека. Талисман из дерева от головной боли - еще пара сотен. Особо предприимчивые "очищают" гостей, закапывая в их землю, или придумывают другие замысловатые обряды. В конечном итоге - все довольны.
В этом, наверное, и заключается Окуневский феномен, разгадать который ученые так и не смогли. Здесь каждый ищет то, что хочет найти, и обязательно это находит. Верующие - тишину и покой, вдали от суетного мира. Уфологии - неопознанные объекты и энергетические столбы. Археологи - древние могильники и курганы. Предприниматели - "легкие" деньги. Туристы - потрясающую природу и массу впечатлений.
Впрочем, все-таки есть одна вещь, найти которую пока не могут ни те, ни другие. Потерянный кристалл, благодаря которому Сибирь спасет человечество.