Несколько месяцев назад на госсовете глава государства поставил перед регионами задачу разработать программы эффективного транспортного развития и привести технологии и стоимость строительства дорог и инфраструктурных объектов в соответствие с европейскими стандартами, создать интеллектуальные транспортные системы.
Насколько мы близки к решению этой задачи? Какие проекты в сфере транспортного развития Среднего Урала планируется реализовать в ближайшие годы? Об этом корреспонденту "Российской газеты" рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Сергей Швиндт.
Российская газета: Исторические анекдоты о состоянии российских дорог не теряют актуальности. Раскройте вечную загадку: почему у нас такие плохие дороги? Технологии их строительства хуже, чем в других странах? Климатические условия слишком суровые? Или строители просто разворовывают отпущенные средства?
Сергей Швиндт: Оснащение большинства отечественных подрядных организаций, занимающихся дорожным строительством, практически ничем не отличается от того, что используется в Европе. На территории области освоен выпуск кубовидного щебня, на его основе изготавливаются асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичные асфальтобетоны, позволяющие увеличить сроки между ремонтами дорожных одежд на 20-25 процентов. Более того, сегодня у нас, на Среднем Урале, есть возможность эффективно использовать и нанотехнологии при строительстве автомобильных дорог. Так, применяя при изготовлении асфальтобетонных смесей различные модификаторы и добавки, можно добиться не только улучшения прочности покрытия, но и существенно увеличить его износостойкость. Причем и при значительных температурных перепадах, характерных для нашего климата.
Но нужно признать, что наша извечная беда, в отличие от Европы, в том, что технологии у нас очень часто нарушаются: укладываются не соответствующие нормативам материалы, смеси изготавливаются и укладываются без соблюдения необходимого температурного режима. При этом отсутствует и лабораторный контроль качества. Естественно, это приводит к низкому качеству дорожных работ.
РГ: Почему бы в таком случае не привлечь за нарушение технологий к судебной ответственности? Провести мониторинг качества дорог и наказать того, кто помогает "зарывать миллионы".
Швиндт: В отдельных государствах идут по этому пути. Но после тщательного анализа ситуации мы пришли к выводу, что тотальный повсеместный контроль - это не самый эффективный метод. Объясню почему. У нас в регионе 31 тысяча километров автодорог, и к каждому метру контролера не приставишь. Куда эффективнее и надежнее ввести гарантийный срок эксплуатации дороги и строгие условия приемки объектов. Вот тогда строители будут нести ответственность за тот участок, который они проложили. Муниципальным заказчикам уже направлена типовая аукционная документация, предусматривающая ужесточение гарантийных обязательств подрядчиков, а также обязательств по контролю качества работ.
РГ: В советское время намеревались проложить асфальтовые дороги практически до каждой деревни. Можем ли мы сегодня позволить такую роскошь? Где в первую очередь будут дороги с твердым покрытием?
Швиндт: В регионе существует программа перспективного экономического развития с учетом потенциала различных территорий. В соответствии с ней разрабатывалась и программа транспортного развития. Иными словами, транспортную схему области мы наложили на карту экономического развития на годы вперед. Исходя из этого, и подведем дороги прежде всего туда, где это экономически целесообразно. Сегодня 436 населенных пунктов области не имеют дорог с твердым покрытием, однако строить будем в первую очередь там, где важнее и нужнее.
РГ: Один из нашумевших проектов - строительство первой в нашем регионе платной дороги до Тюмени.
Швиндт: На сегодняшний день мы ставим перед собой задачу построить хорошую скоростную дорогу, по которой можно будет быстро доехать до Тюмени - практически напрямую, в обход населенных пунктов. В первую очередь объездные участки необходимо проложить возле Белоярского и Богдановича (обход Камышлова уже существует). Увеличение скоростного режима позволит снизить себестоимость перевозки грузов из областного центра в Асбест, Белоярский, Богданович, Пышму. Кроме того, уменьшится и количество дорожно-транспортных происшествий. Явно улучшится экологическая ситуация в городах, через которые сегодня движутся транзитом автомобили по федеральной трассе. В целом эта дорога будет соответствовать всем современным требованиям, которые предъявляются к скоростным трассам.
РГ: Закон требует, чтобы рядом с коммерческой трассой обязательно шел бесплатный дублер.
Швиндт: Такая возможность предусматривается, закон ведь не говорит о том, что это должна быть параллельная дорога, идущая в паре метров от платной. Тот вариант пути, который мы рассмотрели и проанализировали (а их существует по меньшей мере два), предполагает, что бесплатная трасса может оказаться по протяженности в 1,4 раза больше коммерческой. Закон позволяет, чтобы дублер превышал по длине платную дорогу не более чем в три раза. Так что мы вполне укладываемся в норматив.
РГ: Еще один амбициозный проект областных властей - высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Екатеринбургом. Скажите, это проект обозримого будущего или все-таки нечто из разряда фантастики?
Швиндт: Если мы не будем ставить перед собой амбициозных задач, то затормозим развитие транспортного комплекса. Да, на сегодня это слишком дорогостоящий проект. Чтобы пустить скоростные поезда, нужно будет полностью реконструировать земляное полотно, контактную сеть, строения пути, нужен другой тип рельсов, новый подвижной состав и т.д. Не исключено, что необходимо будет не просто провести реконструкцию, но и проложить принципиально новую магистраль. Словом, это чрезвычайно интересный проект, но мы рассматриваем его пока в качестве перспективного. Сказать, когда он будет реализован, пока, конечно, сложно, но мы обязательно должны к этому стремиться.