20.10.2010 23:22
    Поделиться

    В Татарстане меняется система экстренной медицинской помощи

    Работу сотрудников скорой медицинской помощи (СМП) постоянно подвергают критике. Люди жалуются, что неотложка медленно едет, врачи недостаточно квалифицированные, а диспетчеры грубят по телефону.

    Так уж вышло, что и без того работающие на передовой врачи СМП постоянно находятся под пристальным вниманием общественности. Между тем нельзя сказать, что система экстренной медпомощи не меняется. В России действует несколько программ, нацеленных на преобразование этой сферы, и Татарстан относится к числу регионов, где они успешно реализуются.

    Особый прием

    По мнению первого заместителя министра здравоохранения РТ Аделя Вафина, одно из наиболее важных направлений развития СМП - реформирование приемных отделений. Зачастую, после того как скорая доставляет больного в стационар, ему приходится долго ждать, пока его определят в ту или иную специализированную клинику. И на этом промежуточном этапе помощь больному оказывают далеко не всегда. Именно поэтому отделения СМП необходимо совмещать с приемным покоем.

    Татарстан является пилотной площадкой, где создаются отделения экстренной медицинской помощи на базе травмоцентров первого и второго уровней. В частности, они действуют в Республиканской клинической больнице в Казани и Больнице скорой медицинской помощи в Набережных Челнах.

    Суть в том, что пострадавших здесь делят по степени тяжести. Дежурство осуществляет многопрофильная бригада, к которой при необходимости привлекают нейрохирурга, хирурга, травматолога и других специалистов. При этом организовано круглосуточное дежурство выездной бригады с анестезиологом и реаниматологом. Однако так работают далеко не везде.

    - Сегодня реорганизации требуют практически все приемные отделения муниципальных и республиканских учреждений, оказывающих экстренную медпомощь, - утверждает Адель Вафин. - Пока больницы, где отделения СМП совмещены с приемными отделениями, можно пересчитать по пальцам.

    В настоящее время Минздрав РТ разрабатывает стандарты, которые призваны исправить эту ситуацию. Кроме того, согласно новым требованиям диагностическое и хирургическое отделения, операционная и реанимационная должны располагаться в одном корпусе с приемным покоем.

    Звонок от сердца

    Еще одна федеральная программа, в которой участвует Татарстан, связана с совершенствованием медпомощи пострадавшим в ДТП на трассе М-7. Как уже писала "РГ", вдоль этой автодороги построены девять травмоцентров. В случае аварии на помощь раненым отправляется ближайшая бригада скорой помощи. Рационально распределять транспорт помогает ГЛОНАСС.

    Кстати, это не единственная информационная технология, имеющаяся на вооружении у СМП. Так, в Казани уже третий год действует система "ТелеАльтон". С ее помощью можно передавать по телефону ЭКГ с места вызова в диспетчерский пункт старшему врачу. Это необходимо в тех случаях, когда, к примеру, фельдшер скорой помощи сам не может принять решение о госпитализации больного. Раньше после снятия кардиограммы дополнительно вызывался врач-реанима-толог, расшифровывающий показания прибора. Очевидно, что такая волокита могла стоить жизни человеку. А дистанционная консультация со специалистом экономит не только время пациента, но и деньги станции скорой помощи. За счет сокращения количества вызовов удалось сэкономить более 1,3 миллиона рублей.

    Планируется, что к 7 ноября 2010 года эта система будет внедрена в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Чистополе, Арске, Буинске.

    Телефонное право

    Безусловно, служба скорой помощи нуждается и в современном оборудовании, и в новых организационных решениях. Однако только этого недостаточно. Медики уверены, что своего рода модернизация должна происходить и в сознании граждан. Не секрет, что специалисты скорой помощи уже давно выполняют функции участковых врачей. По статистике, каждый второй вызов - к хроническим больным. Нередко, сетует замминистра здравоохранения РТ Адель Вафин, люди набирают "03" просто потому, что телефон в регистратуре больницы занят или им не хочется сидеть в очереди.

    - В таких ситуациях, - считает Вафин, - врач или диспетчер должен иметь возможность переадресовать вызов в регистратуру поликлиники или офис врача общей практики по многоканальному телефону.

    Комментарий

    Сергей Багненко, главный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ:

    - Когда у нас была советская система здравоохранения, мы приучили человека к тому, что скорая помощь в любом случае должна отвезти его в стационар. Но здравый смысл подсказывает, что неотложка должна выезжать по показаниям, когда есть реальная угроза жизни или человек не способен самостоятельно передвигаться.

    Нигде в мире скорая помощь не выезжает по подозрению на аппендицит. А у нас согласно приказу должны приехать врач, два фельдшера и санитар! Это лишь затем, чтобы потрогать живот и убедиться, что есть боли, и отвести больного в стационар. Ведь чтобы поставить точный диагноз, надо брать анализы, делать УЗИ. Причем больной встанет и своими ногами пойдет в машину. Хотя он с таким же успехом мог бы вызвать такси. Это следы социалистического менталитета.

    Конечно, резко менять сложившуюся систему нельзя, но шаг за шагом это делать надо. При этом необходимо учитывать международный опыт.

    В этом отношении интересен пример Германии, где бригады скорой помощи состоят лишь из водителя и фельдшера. Врачи же выезжают по вызову крайне редко, в самых тяжелых случаях.

    Фельдшерская бригада в городе с миллионом населением практически перекрывает все задачи врача. Постепенно его надо переводить в отделение экстренной помощи, где он должен взять на себя прием больных, их регистрацию и обследование. А если мы посадим врача на скорую, то через пять лет работы он превратится в фельдшера.

    Впрочем, при использовании международного опыта не стоит отрываться от нашей реальности. Степень инфраструктурного развития здравоохранения строго соответствует уровню экономического развития общества в целом. И мы не сможем обогнать время. Но и отставать от него тоже нельзя.

    Поделиться