22.10.2010 13:14
    Поделиться

    В Москве судье Вере Белкиной предоставили охрану из-за угроз расправы

    Об этом сегодня сообщила официальный представитель райсуда Олеся Грудинина.

    Телохранители появились по решению руководства Мосгорсуда после того, как судье стали поступать угрозы по электронной почте и от неизвестных на улице. Вероятнее всего в связи с делом, которое она рассматривает - о разбойном нападении на таксиста.

    Водитель "Скорой помощи" Павел Зайка обвиняется в разбойном нападение на занимавшегося частным извозом  гражданина Узбекистана, у которого он якобы под угрозой применения холодного оружия попытался отобрать мобильный телефон. При этом обвиняемый утверждает, что к грабежу не причастен, и сам был вынужден защищаться от нападения таксиста, который набросился на пассажира с кулаками, узнав, что ему нечем платить. И даже якобы сломал нос. В свою очередь супруга обвиняемого Алина подчеркивает, что конфликт между мужчинами был улажен еще в камере отделения милиции, в которую обоих посадили после случившегося, в марте нынешнего года.

    Это с первого взгляда незначительное дело  получило широкую огласку после того, как супруга подсудимого летом 2010 года рассказала о нем в телепрограмме "Максимум". Репортаж на федеральном телеканале получился в защиту "грабителя с перочинным ножиком". И после этого развернулась широкая кампания в Интернете под лозунгом "Спасите рядового Зайку!", а судье стали поступать угрозы.

    А через некоторое время председательствующая на процессе по делу Павла Зайки судья Вера Белкина получила на свой электронный адрес несколько писем с угрозами. Как рассказала впоследствии сама Белкина, "какой-то мужчина" подошел к ней на улице и "пригрозил расправой". После этого судья обратилась к своему руководству с просьбой о предоставлении ей защиты.

    "Я не понимаю, чего от меня хочет интернет-сообщество, - заявила Белкина. - Я последовательно допрашиваю свидетелей, пытаюсь объективно разобраться в деле и не понимаю, откуда у людей по отношению ко мне столько злобы и агрессии?"

    Последнее заседание суда по делу Павла Зайки прошло в спокойной обстановке. Допрошены два свидетеля - сотрудник патрульно-постовой службы милиции Александр Каширин, принимавший участие в задержании Павла Зайки, и понятой Иван Крупин, присутствовавший при обыске обвиняемого. Милиционер рассказал рассказал, что в ночь на 19 марта ему поступило сообщение о нападении на водителя частного такси недалеко от дома № 35 по Кутузовскому проспекту. Прибыв на место, он вместе с коллегами задержал находившегося в нетрезвом состоянии Павла Зайку, который в тот день отмечал день рождения ребенка своего приятеля.

     Каширин сообщил в суде, что о причинении  Зайкой повреждений машине  Матчанова ему известно со слов потерпевшего. При этом свидетель заявил, что не слышал от коллег, будто задержанный под угрозой ножа отнимал у таксиста телефон. Второй же свидетель, присутствовавший при изъятии ножа, особо отметил, что тот висел у обвиняемого в чехле на боку и был сдан милиционерам по первому требованию.

    Согласно материалам дела, жертвой нападения стал Улугбек Матчанов, который в ту ночь взялся отвезти Павла Зайку в Перово от станции метро "Динамо". Затем пассажир, как сказано в деле, неожиданно потребовал остановить машину и заявил, что платить не будет. А когда водитель возмутился, даже якобы попытался отнять у таксиста сотовый телефон Nokia.

    В первоначальных показаниях пострадавшего говорится, что пассажир даже стал угрожать ему перочинным ножом, а когда он сумел вырвать из рук пассажира свой телефон и убежать, то Павел Зайка выбил рукоятью ножа в его автомобиле боковые стекла и повредил лобовое стекло. Следователи квалифицировали эти действия как разбойное нападение, что влечет наказание до 6 лет тюрмы.

    По словам адвоката Евгения Харламова, его подзащитный не был зачинщиком ссоры с таксистом. Согласно утверждениям подсудимого, водитель сам избил его, когда узнал, что у его пассажира при себе нет денег. Подсудимый признал, что в отместку действительно разбил в машине иностранца стекла. Но похищать его телефон, а тем более угрожать ножом даже не собирался.

    "Подобные факты угроз не остаются без внимания руководства, и согласно правилам безопасности судьям предоставляется защита", - прокомментировала ситуацию руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.

    Она напомнила, что еще до случая с Верой Белкиной тревожное заявление сделала председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. На пресс-конференции она сообщала, что только в этом году с жалобами на угрозы обращались  13 московских судей.  Также, по словам главы столичного суда, поступали угрозы и в ее собственный адрес.

    Она считает, что  обычно звонят с угрозами тому, кто позволяет так с собой поступать. "Если судья скажет "нет", ему никто звонить не будет.  Егорова пояснила, что в случае соответствующего обращения защита предоставляется судье в течение двух часов. Для этого судья должен позвонить Егоровой или председателю районного суда, которые обращаются в МВД или ФСБ. Предоставление охраны возможно как по месту жительства, так и по месту работы.

    Возможно, если бы убитому 12 апреля 2010 судье Эдуарду Чувашову, которому поступали угрозы, была предоставлена охрана,  он был бы жив. Говорят, что он сам отказался от сопровождающих.

    Поделиться