24.10.2010 23:50
    Поделиться

    Новая форма миграционного учета приведет к увеличению числа приезжих в столице

    Выведет ли из тени всех нелегалов новая форма миграционного учета?

    За три с половиной месяца действия упрощенной формы миграционного учета иностранцев в Москве выдано более 6,5 тысячи патентов. Такие данные приводит столичное управление Федеральной миграционной службы.

    Напомним, система патентов введена в России с 1 июля 2010 года. Миграционная служба, которой принадлежит идея их введения, надеется таким образом повысить процент легальных мигрантов, находящихся на территории страны. Понятно, что большинство приезжающих в Россию из стран ближнего зарубежья граждан оседают в Москве и ее пригородах. Поэтому для столицы проблема миграционного учета и контроля - одна из очень актуальных.

    Сколько же мигрантов в столице сейчас, местные власти точно сказать не могут. По данным городского управления миграционной службы, за восемь месяцев этого года на учет поставлены почти 1,3 миллиона иностранцев из безвизовых стран. За весь прошлый год временно зарегистрировались почти 1,8 миллиона приезжих. Но это лишь самые сознательные из них. А сколько тех, которые ежедневно прибывают поездами из Ташкента, Ашхабада, Киева, Кишинева и других городов и растворяются на просторах столичного мегаполиса, неизвестно. Предположительно еще столько же, сколько и регистрируется.

    Но, даже отправив по почте уведомление о прибытии в Москву и таким образом официально встав на миграционный учет, иностранец сделает только полдела. Временная регистрация дает ему право беспрепятственно находиться в столице лишь в течение трех месяцев. Если же он намерен задержаться тут на более долгое время, необходимо как-то это обосновать. Самое простое - получить разрешение на работу. Но выдать его миграционная служба может только при наличии конкретного работодателя, у которого есть еще и квота на привлечение иностранцев к труду. А таких "осчастливленных" руководителей в Москве с каждым годом все меньше. Это пять лет назад официально можно было принять на работу до 700 тысяч иностранцев, а на нынешний год квота сокращена до 250 тысяч человек (из них использовано на сегодняшний момент уже 170 тысяч). На 2011 год уменьшена уже до 200 тысяч.

    Вот иностранцы и остаются в Москве на нелегальном положении. Официально на работу их никто не берет, поэтому подавляющее большинство из них вынуждены наниматься к частникам.

    "Достаточно заехать на любую крупную строительную ярмарку, чтобы увидеть, сколько иностранцев предлагают там свои услуги по ремонту жилья, - говорит зам. руководителя столичного управления ФМС России Сергей Шевырев. - Большинство этих людей нелегалы, они готовы работать практически на любых условиях за небольшие деньги. У них нет абсолютно никаких прав, и, нанимаясь к физическим лицам, они попадают в прямую зависимость от работодателей. Понятно, что в случае какого-то конфликта остаются и без работы, и без денег. Если неудачи следуют одна за другой, происходит озлобление. А там недалеко и до криминала".

    Вывести таких людей из тени и призваны патенты. "Заплатил тысячу рублей в месяц и можно безбоязненно жить и работать в Москве, - поясняет Шевырев. - Ни у правоохранительных органов, ни у миграционной службы к такому человеку никаких претензий быть не может. К тому же мигрант с патентом может постоять за свои права, потребовать при поступлении на работу к физическому лицу заключения трудового договора".

    Если система патентов заработает, то именно она, по мнению руководства миграционной службы, поможет наконец-то точно узнать, сколько в городе приезжих. Но появится ли у самих мигрантов желание узаконить свой статус?

    Я побывала в столичном управлении миграционной службы по Северному округу и посмотрела, как там идет работа по выдаче патентов. Сказать, что там наблюдается ажиотаж, нельзя. Но и утверждать, что патенты никому не нужны, тоже неправильно. "В день мы принимаем по 25-30 заявлений от иностранных граждан, решивших купить патент, - рассказал начальник окружного управления Виталий Кузьмин. - Если разделить на количество районов в округе, то на каждый приходится по одному-два заявления в день. При этом надо учитывать, что активный интерес к новой форме миграционного учета иностранцы стали проявлять только с начала осени. Это закономерно, потому что на лето большинство из них уезжают на родину, а осенью начинается новый трудовой сезон. Прогнозируем дальнейшее увеличение количества обращений". Как подчеркнул Кузьмин, подведомственный ему Северный округ - лидер по количеству выданных патентов: 900 - за сентябрь.

    Руководство столичного УФМС также настроено оптимистично. Оно уверено, что патенты будут востребованы. А вот в столичном Комитете межрегиональных связей и национальной политики, напротив, считают идею с патентами в корне неправильной. "Это приведет к еще большему числу приезжих в столице, - уверен руководитель комитета Михаил Соломенцев. - Мы сами, своими руками узакониваем здесь их нахождение. При этом по большому счету государству не важно, чем человек на его территории занимается. В патенте не указывается, где и на кого работает тот или иной гражданин. И работает ли. Никто это не отслеживает и не проверяет. Таким образом, главная задача всей миграционной политики - контроль за деятельностью иностранцев, прибывающих на территорию нашей страны и нашего города, не решается". Соломенцев убежден, что Москве сегодня не нужно много иностранных работников. 200 тысяч в год - это потолок. Причем этого числа должно хватать и на большие компании, и на частных лиц. "Намного важнее давать работу своим гражданам - искать рабочие руки в регионах, - подчеркивает Михаил Соломенцев. - И оценивать их труд не в копейки, а платить достойную зарплату". Отучить работодателей экономить на зарплате, привлекая к труду согласных на любые деньги иностранцев, Соломенцев предлагает только одним способом: "Если работодатель хочет взять к себе в компанию иностранца, он должен заплатить налог. Например, 10 тысяч в месяц. Наверняка при таком раскладе многие подумают и сделают выбор в пользу россиянина. А если иностранцев перестанут брать на работу, они вряд ли в таком количестве будут ехать к нам. Вот и остановится бесконтрольный приток мигрантов в страну".

    Впрочем, идею замены мигрантов на рабочих из Рязани или Казани уже пытается продвинуть столичный департамент труда и занятости населения. Но попытки эти пока скромные. По словам специалиста департамента Вячеслава Сколяпова, прошли две выездные ярмарки вакансий - во Владимире и Воронеже. На ноябрь запланирована еще одна - в Твери. По 30-40 столичных работодателей выезжают каждый раз в регионы и ищут там кадры. "Но надо понимать, что это крупные организации, которые ищут и достаточно квалифицированных специалистов, и сами могут предоставить им социальные гарантии, в частности, общежития",- подчеркнул Сколяпов. К сожалению, таких работодателей у нас не так уж и много. Большинство с удовольствием возьмут на работу грамотного жителя Рязани вместо гражданина Узбекистана или Таджикистана. Только без решения квартирного вопроса не каждый житель средней полосы нашей страны согласится перебраться в столицу. Слава Богу, работы сейчас и в регионах предостаточно. А вот узбек в Москву поедет. И будет снимать койко-место за 200 рублей в день, лишь бы была хоть возможность хоть какого-то заработка. Иными словами, без предоставления социальных гарантий иностранную рабочую силу вряд ли в ближайшее время удастся заменить отечественной.

    Справка "РГ"

    Патент - это ламинированная карточка с цветной фотографией владельца, похожая на водительское удостоверение. В нем указаны ФИО владельца, место и дата рождения, дата выдачи данного документа. Стоит он тысячу рублей в месяц. Единожды выданный, документ действует три месяца. Потом его можно продлить, но не более чем на девять месяцев. Всего патент действует год. Если иностранцу так понравилось работать в Москве, что он готов трудиться тут и дальше, то он все равно по истечении года должен покинуть пределы России. Потом въехать вновь и идти за новым патентом.

    Поделиться