Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пообещал рассматривать жалобы от бизнеса на строительных чиновников в максимально короткие сроки, как только такие поправки в антимонопольное законодательство будут приняты.
Впрочем, теоретически строители и сейчас могут обращаться в суд. Однако, по словам Артемьева, эта процедура довольно долгая. Тогда как антимонопольщики готовы рассматривать жалобы не более десяти дней. И если вина госслужащего, препятствующего началу стройки, будет доказана, последнему грозит штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Но только в случае, если это будет однократное нарушение. Если на том же самом чиновника "поймают" еще, а потом еще раз, дело может дойти до увольнения в судебном порядке. Артемьев уточнил, что данные нормы могут начать действовать уже до конца нынешнего года.
Факты мздоимства в Волгограде прозвучали на одном из заседаний правительства. Генпрокуратура выяснила, что администрация города допускает многочисленные нарушения прав предпринимателей и незаконно ограничивает свободу экономической деятельности. За последние два с половиной года из 600 земельных участков лишь 28 были предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам на основании конкурсных процедур. По статистике антимонопольного ведомства, ФАС ежедневно накладывает порядка 250 штрафов на чиновников по различным нарушениям антимонопольного законодательства.
Кроме того, ФАС рассчитывает, что уже с весны 2011 года вступит в силу третий пакет поправок в антимонопольное законодательство. Первые два ввели оборотные штрафы (1-15 процентов выручки) и уголовную ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Третий антимонопольный пакет предусматривает обязанность антимонопольной службы оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара. Поправки стимулируют компании выходить на биржи, тогда у ФАС будет меньше оснований признать цену необоснованно завышенной. Сейчас монопольно высокими нельзя признать тарифы естественных монополий, цены на инновационные товары.
ФАС не раз уличала компании в злоупотреблении ценами. Самым громким можно назвать дело четверки нефтяных компаний - "Лукойла", "Роснефти", ТНК-ВР и "Газпром нефти", которых антимонопольщики обвиняют в коллективном поддержании высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов в 2008-2009 годах. Компаниям были начислены штрафы в размере 26 миллиардов рублей. Нефтяники пытались оспорить претензии в судах, но весной президиум Высшего арбитражного суда все-таки вынес решение по делу ТНК-ВР (штраф в 1,1 миллиарда рублей) в пользу ФАС. По некоторым данным, сейчас готовится мировое соглашение с нефтяниками, которые должны признать себя виновными в поддержании высоких цен. В таком случае штраф может снизиться до 1 процента от оборота. В ФАС, однако, эту информацию не подтверждают. "Отступать не будем. Нефтяные компании должны согласиться, что они нарушают антимонопольное законодательство. Мы не собираемся любой ценой заключать мировые соглашения", - заявил руководитель ведомства.
Между тем Игорь Артемьев сообщил, что в третий антимонопольный пакет была введена процедура предупреждения нарушений, разъяснения требований закона для тех компаний, которые своими действиями могут нарушить антимонопольное законодательство. "Надо четко понимать, в каких случаях компания может отделаться предупреждением", - уточнил Артемьев. В ФАС считают возможным применение этой нормы, только если компания напрямую заявляет о предстоящем росте цен на свою продукцию или услуги.
Ближайшее совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова по согласованию со всеми заинтересованными ведомствами последних правок в третий антимонопольный пакет намечено на середину ноября.
Тем временем
Игорь Артемьев озвучил решение правительства ввести механизм электронных аукционов, по примеру госзакупок, при закупках естественных монополий, госкорпораций и компаний, в которых государство имеет долю более 50 процентов. По данным ведомства, эти компании и корпорации закупают в год продукции почти на восемь триллионов рублей, что в два раза превышает собственные закупки государства.