Для России он интересен тем, что на нем, скорее всего, будут уточняться условия контракта по "Мистралю" и продвигаться на рынок отечественные боевые корабли новых поколений.
Впервые и очень качественно выступает Объединенная судостроительная корпорация. Рождение ее шло крайне тяжело. Теперь, похоже, основные трудности позади. Рядом с российским павильоном расположены экспонаты французской фирмы, которая гарантирует чуть ли не стопроцентную защиту надводных кораблей и подводных лодок от вражеских ракет, торпед и атак пиратских катеров. Интересно то, что на большом экране, где идет яркий компьютерный фильм, субмарины атакуют российские вертолеты Ка-27. Естественно, неотразимым ракетным ударом их разносят в пух и прах.
Парадокс в том, что наша страна всячески демонстрирует дружеские отношения с Францией, отечественное минобороны закупает именно эту французскую амуницию для полевых испытаний. Французская фирма - давний партнер "Рособоронэкспорта" и многих российских оборонных предприятий. Россия вплотную подошла к заключению контракта по закупке во Франции десантных кораблей типа "Мистраль" и технологии их производства.
Несмотря на какие-то уж совсем далекие отголоски "холодной войны", наша страна активно развивает сотрудничество с ведущими мировыми фирмами и корпорациями - известными лидерами мирового ВПК. И развитие это идет на вполне взаимовыгодных условиях. Не случайно наша делегация на Euronaval-2010 - самая большая за всю историю участия России в этих салонах.
В нынешнем салоне представлено 405 экспозиций из 37 стран. Германия, Израиль, Италия, Россия и США представлены в виде национальных павильонов, а не отдельных фирм. Ожидается около 35 тысяч гостей из более чем ста стран.
Представители российского ОПК планируют провести множество переговоров, в том числе по контракту на закупку зарубежных универсальных десантных кораблей. По этой закупке объявлен международный тендер. Однако многие склоняются к тому, что наибольшие шансы у "Мистраля".
Отечественная промышленность демонстрирует на салоне ряд новинок. В частности, впервые в Европе показан контейнерный вариант размещения универсальных ракет Club-K. Не секрет, что в странах НАТО до такой идеи не додумались, и теперь раздувают страхи, будто ракеты с контейнерным размещением обязательно попадут в руки террористов и морских пиратов.
Интересна экспозиция Зеленодольского проектно-конструкторского бюро из Татарстана. Вдали от океанских просторов на нем проектируют фрегаты типа "Гепард", "Корсар", малые ракетно-артиллерийские корабли "Торнадо" и скоростные катера. Отличительной особенностью зеленодольцев является то, что их корабли при относительно малых размерах имеют мощнейшее и самое разнообразное вооружение, большие скорости хода и отличную мореходность.
Гендиректор Зеленодольского ПКБ Леонид Шарапов сказал корреспонденту "РГ", что корабли, спроектированные в Татарстане, пользуются стабильным спросом на мировом рынке, а в последнее время их все больше заказывает отечественный ВМФ.
Салон показывает растущую популярность на мировом рынке как раз кораблей небольших, так что у зеленодольцев - хорошие перспективы, в том числе в рамках международных кооперационных проектов. Впрочем, как сказал корреспонденту "Российской газеты" директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, наша страна должна активно включаться в мировые интеграционные процессы, но в то же время поддерживать и собственное судостроение.