Петербургский депутат пойдет под суд за рукоприкладство в отношении 3-летнего ребенка

Бытовой конфликт между соседками обернулся уголовным делом. Учитывая статус обвиняемой - она депутат муниципального совета, расследованием занималось Следственное управление при СКП России по Санкт-Петербургу.

Выходцы из Северной Осетии Хучаевы - муж, жена и трехлетний Зелимхан - снимали квартиру в доме по улице Академика Байкова. Этажом ниже проживала 46-летняя Лариса Нестерова - депутат муниципального образования "Академическое". Соседи враждовали. По словам Нестеровой, приезжие часто шумели, включали громкую музыку, мешали окружающим. В один из дней она не выдержала и попыталась урезонить дебоширов. Для смелости пригласила с собой участкового.

Марина Хучаева рассказывает, что дело было совсем не так. Нестеровой "приезжие" мешали самим фактом своего существования. Конфликты у них случались не раз, и очередная ссора разгорелась днем. Заметим, что закон не запрещает жильцам многоквартирных домов слушать музыку, но, по словам молодой женщины, и этого не было. Дескать, никакого повода для скандала у соседки-депутатши не было, порядков они не нарушали. Однако Нестерова сначала громко кричала, обзывала Марину, а потом попыталась ее стукнуть. Когда молодая женщина уклонилась, Лариса ударила по лицу ее сына, причем сделала это специально. Марина обратилась в милицию.

"Дела о пощечине" в поле зрения правоохранительных органов попадают нечасто. Как пояснил "Российской газете" руководитель следственного отдела по Калининскому району СУ СКП РФ по Санкт-Петербургу Дмитрий Максимов, сами участники подобных конфликтов, как правило, не считают нужным жаловаться в органы по такому ничтожному поводу, тем более доводить дело до суда. На этот раз вышло по-другому.

- Мы расследовали это дело, потому что субъект преступления депутат, - рассказал он. - В глазах населения она - представитель власти. И к участковому она обратилась как представитель власти, а не просто как гражданка. Можно говорить о том, что своими действиями она дискредитировала власть.

Сейчас дело Ларисы Нестеровой передано в суд. Ей предъявлено обвинение по части 1 статьи 116 УК РФ (нанесение побоев). Максимальное наказание по этой статье - три месяца ареста.

Однако в этом деле есть еще один немаловажный аспект. За коммунальным конфликтом осталось почти незамеченным то, что пострадавший - ребенок. И не его "детский статус" стал для правоохранителей "отягчающим обстоятельством", побудившим возбудить уголовное дело, а депутатский статус Нестеровой.

"Ну, подумаешь, один раз стукнула; ну, подумаешь, отец выпорол сына-двоечника; ну, подумаешь, учительница обозвала при всем классе ученицу идиоткой". В этих "подумаешь" проявляется отношение общества к проблеме жестокого обращения с детьми. Проблеме, не вполне еще им осознанной, пока в ходу у нас подзатыльник как особенность национального воспитания.

Уже поэтому уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова считает, что сам факт обращения матери трехлетнего Зелимхана в милицию и последующее возбуждение уголовного дела против его обидчицы - хороший и нужный сигнал для общества.

- Наказание скорее всего будет мягким - небольшой штраф, - поясняет Светлана Юрьевна, - но за любые факты насилия над детьми нужно наказывать, чтобы другим неповадно было и чтобы привлечь внимание людей к проблеме в целом.

Она напомнила, что факты жестокого обращения с детьми относятся к латентным преступлениям. Число преступлений против несовершеннолетних растет с каждым годом. Однако в статистику попадают только выявленные случаи. Что происходит на самом деле в семье, в школе, в детском доме - узнать чрезвычайно трудно.