Вот уже три года, как на российский кинорынок вышла прославленная компания Disney. Вот уже три месяца, как в нашем эфире появился одноименный телеканал. И вот уже полгода, как в качестве креативного продюсера отдела кинопроизводства и закупок российского офиса кинокомпании приглашен известный режиссер Владимир Грамматиков.
Российская газета: Disney специализируется на семейном кино. Что вы вкладываете в это понятие?
Владимир Грамматиков: В числе наших приоритетных направлений - сказка. Есть опыт нашего первенца в России - фильма "Книга мастеров". И он показал, что синтез традиций Птушко и Роу с современными технологиями становится залогом успеха.
РГ: А как этот фильм был принят зрителем у нас и в мире?
Грамматиков: С большим интересом: картина получила уже десять призов, сейчас она на фестивале в Лондоне, ее ждут в Австралии… Этот интерес приятно удивляет - наверное, в мире давно ждали русскую сказку. В России она получила очень хорошую кассу, и сейчас, насколько мне известно, идут переговоры о прокате в Европе и странах Востока. Ну, а кроме сказки важное место отводим фэнтези - жанру чистого воображения. Да и новый формат 3D, который становится популярным, идеально для этого жанра приспособлен.
РГ: Кстати, как вы относитесь к этой новинке?
Грамматиков: Двумя руками "за". Благодаря 3D кино снова стало зрелищем, аттракционом. Чтобы привести в зал родителей с детьми, нужно сварить, фигурально говоря, густой бульон: что-то интересное для ребенка, что-то умное для взрослых. Третье направление - приключения. Как в "Пиратах Карибского моря", но на российской почве. А самый сложный ребус - семейная комедия, очень востребованный жанр. Мы уже дали задание нашим авторам попытаться развить этот жанр у нас.
РГ: Успешно?
Грамматиков: Пока не могу сказать. У меня иногда складывается впечатление, что мы разучились веселиться, видеть мир в позитивном свете. Вкусы заметно изменились не только у зрителей, но и у авторов-сатириков. Но мы обязательно будем долбить эту руду. Кроме того, в наших планах - экранизации. И важно, что на стапелях уже несколько проектов, которые снимут режиссеры-дебютанты.
РГ: Снятые фильмы будут ориентированы на Россию или на мировой прокат тоже?
Грамматиков: Главная цель - российский рынок. Но мы, разумеется, будем рады, если российские фильмы с маркой Disney будут востребованы в других странах тоже.
РГ: Вы снимете "Пиратов Черного моря" - и покорите мир!
Грамматиков: Не знаю, как насчет пиратов, но надеемся, у наших семейных комедий и сказок такой шанс будет.
РГ: Вы - один из немногих у нас мастеров детского и юношеского кино…
Грамматиков: …из оставшихся. Вот ушел и Леонид Нечаев. Почти никого нет.
РГ: Мне кажется, что уходит и само детское кино. Ваш последний фильм был снят уже пять лет назад!
Грамматиков: Он возник из телесериала "Сибирочка" по Чарской. И все это лежит, никому не нужное - ни телевидению, ни прокату.
РГ: Два фэнтези, недавно снятые на Свердловской студии, тоже на экран не попали - прокат этим не интересуется. Что делать?
Грамматиков: Система государственного проката вряд ли будет в ближайшее время восстановлена. Молодые зрители уже привыкли к хорошему звуку, они пойдут в мультиплексы. А чтобы создать свою сеть, нужны гигантские деньги. Но, думаю, двигаться к этому необходимо.
РГ: Пришествие Disney может поправить дела с детским кино?
Грамматиков: Понимаете, репутация Disney такова, что родители ему доверяют. Они знают, что им не придется закрывать ребенку глаза и уши, чтобы он не увидел что-то пугающее, вредное для психики. И уверены: в диснеевских картинах не будет ничего, травмирующего сознание ребенка.
РГ: Об американском кино у нас часто судят по тому, что идет на экранах, а ведь это всего лишь выбор наших прокатчиков. В Америке делается много фильмов и добрых, и семейных, и гуманных, но именно они чаще всего до нас не доходят.
Грамматиков: К сожалению, семейный поход в кино перестал быть традицией. Когда, взяв детей за руки, люди шли в кино.
РГ: Может, это потому, что фильмы стали другими? И дефицит зрелищ исчез?
Грамматиков: Конечно, все быстро меняется. Года через два не будет ни кассет, ни DVD, все потребление зрелищ - через компьютер. Уже и телевизоры появились в 3D, даже без очков: фантастика - но факт. Сейчас ты можешь получить полнометражную картину на свой телефон - это у меня в голове не укладывается!
РГ: Телеканал Disney в России собирается переходить на 3D?
Грамматиков: Нет. Полгода - на изучение, как распространяется этот канал в России. После этого контент канала будет меняться: добавятся фильмы российского производства.
РГ: Когда канал появился, многие ринулись его смотреть, но быстро отшатнулись - они другого ожидали. С маркой Disney связываешь его знаменитую классику - анимацию, игровые картины наподобие "Пиратов Карибского моря". А канал передает развлекательные молодежные сериалы. Нет просветительских программ, хотя Disney в свое время делал фильмы наподобие "Фантазии", где, играя в сказку, вводил детей в мир музыкальной классики. Развлекая, учить - разве этот девиз устарел?
Грамматиков: Нисколько. Уже и сейчас в эфире по пятницам идут классические анимационные фильмы Disney. В любом случае все пожелания зрителей будут учтены.
РГ: В публике чувствуется отчетливая усталость от телевизионной "развлекухи", которая зашкаливает. Между тем есть захватывающий мир науки, которого в эфире почему-то нет. Может, Disney заткнет эту прореху?
Грамматиков: Познавательные передачи - одно из главных направлений нашей работы. Есть утренний блок программ для самых маленьких - "Узнавайка". Он помогает получить первые знания о мире, навыки, которые нужны для подготовки к школе. Каждый мультсериал этого блока имеет целью развивать какие-то психологические характеристики дошколят, в игровой форме учит их считать и писать, прививает навыки логического мышления, развивает творческий подход. Есть передачи для подростков: они помогают ребятам поверить в себя и не бояться быть самими собой.
РГ: А как насчет сокровищ нашей юношеской литературы от Беляева и Кассиля до Крапивина. Вы имеете их в виду, думая о грядущих фильмах?
Грамматиков: Безусловно. Мы нашли кое-что и в литературе XIX века, но эту тайну пока раскрывать не буду. Disney готовится к своим проектам очень серьезно и скрупулезно. Здесь нет привычных в России "тематических планов": мол, к ноябрю мы должны выпустить такой-то фильм. Прорабатываются вопросы маркетинга, дистрибуции, рекламы. Основное производство в России начнется в недалеком будущем. Уже есть проекты с довольно высоким уровнем готовности. И через год мы надеемся выйти на производство двух-трех полнометражных фильмов в год, не считая телевизионной продукции.
РГ: Есть ли в планах создание своей сети кинотеатров?
Грамматиков: Пока этот вопрос не ставился, насколько я знаю.
РГ: Появится ли в титрах новых картин компании Disney имя режиссера Владимира Грамматикова?
Грамматиков: В ближайший год - нет. Сначала нужно поставить этот поезд на рельсы. А в дальнейшем - не исключаю.