Кадастровая стоимость земли в Алтайском крае в результате проведенной переоценки увеличилась в среднем в 3,7 раза, а на отдельные участки и в несколько десятков раз. С увеличением кадастровой стоимости возрос соответственно и земельный налог, который предприятиям и предпринимателям Алтайского края предстоит платить уже в 2011 году. В следующем году в связи с реформой ЕСН нас ожидает и заметный рост выплат по страховым взносам в социальные фонды. Уже очевидно, что все это приведет к значительному росту финансовой нагрузки на малый бизнес. И малые предприятия, еще переживающие последствия экономического кризиса, могут вновь оказаться в крайне тяжелом положении. Естественно, это не прибавляет оптимизма алтайским предпринимателям: некоторые уже предлагают бастовать, другие открыто заявляют, что продадут бизнес и уедут из России.
Я думаю, не стоит паниковать и впадать в крайности. Ведь с подобными проблемами столкнулись не только предприниматели Алтайского края - такая ситуация сегодня по всей стране. Я принимал участие в последнем съезде "ОПОРЫ России", где также звучали достаточно жесткие заявления и даже призывы саботировать новые налоговые инициативы. Но, на мой взгляд, это не выход. Проблемы надо решать цивилизованным путем: прежде всего досконально изучить ситуацию, просчитать возможные последствия для малого бизнеса от законодательных и налоговых нововведений и на основе этих данных подготовить свои предложения к федеральным, региональным, а при необходимости и к местным властям.
Мы планируем в ближайшее время организовать форум, на котором можно было бы обсудить все наболевшие вопросы. Возможно, это будет внеочередной съезд Алтайского союза предпринимателей или даже межрегиональная конференция, куда мы пригласим наших коллег - представителей малого бизнеса из других сибирских регионов, чтобы совместными усилиями выработать наши предложения федеральным и региональным властям.
Нас беспокоит не только возросшая налоговая нагрузка, но и сам государственный подход к решению финансовых задач, ведь установленный порог заработной платы в 415 тысяч рублей в год при расчете страховых взносов в социальные фонды - это по сути налог на бедность. Если ты платишь своим работникам меньше 35 тысяч рублей, то страховые взносы для тебя будут рассчитываться по более высокой ставке. Однако малый бизнес сегодня не в состоянии платить заработные платы на уровне крупных корпораций. Многие предприниматели начинают бизнес с нуля, открывая свое дело зачастую по программе самозанятости для безработных. Кстати, в Алтайском крае при среднестатистической заработной плате около 13 тысяч рублей в месяц и на большинстве крупных предприятий ее годовой уровень, как правило, не дотягивает до установленного порога.
Мы, конечно, понимаем, что для успешной модернизации экономики и исполнения всех государственных социальных обязательств нужны дополнительные источники пополнения бюджета и именно с этим связано повышение ставок страховых взносов и увеличение налоговых отчислений. Но власть и законодатели тоже должны понимать, что в результате реформирования ЕСН и повышения кадастровой стоимости земли в более выгодных условиях окажутся монополии и крупные корпорации. При этом финансовая нагрузка на малые предприятия возрастет в разы, и для некоторых предпринимателей она может стать непосильной. Никто не оспаривает важность макроэкономических объектов, однако нельзя забывать и роли предпринимательства, которое сегодня оказалось на грани выживания. Для таких регионов, как Алтайский край, где во многих сельских населенных пунктах нет ни одного крупного предприятия, малый бизнес зачастую является и основным работодателем и основным налогоплательщиком, пополняющим местный бюджет.