На столах в пунктах переписи лежат ровные стопки заполненных анкет, аккуратно сложенные шарфы, портфели ровными рядами стоят вдоль стены. Это значит, что сумки понадобятся теперь только для того, чтобы добытые такие трудом результаты опроса отправились в единый пункт. Перепись закончилась.
Усталые студенты сегодня целый день копались в бумагах. За выходные они уже обошли тех, кого не успели переписать в будни. Те, кого не смогли застать переписчики, но кто очень жаждал вписать себя в историю страны, переписались по телефону или на участках. Теперь наступила фаза подведения итогов. На некоторых участках юные работники устраивали между собой соревнование - кто больше перепишет. Студенты одного из столичных участков, где все это время работал корреспондент "РГ", то ли от усталости, то ли из товарищеского отношения друг к другу, не стали затевать конкурсы. Ходили по домам вместе, дружно заполняли отчетность, проверяли анкеты соседа. Сегодня считать пришлось много, последний раз цифры до ста так проговаривали разве что в начальных классах. В комнате весь день стоял шепоток: "Раз, два, три, четыре". И с другой стороны: "Черт, опять сбилась!".
Теперь каждому участнику глобальной акции по учету россиян необходимо сформировать портфель. Заполнить сопроводительные бланки, тысячи таблиц с данными об опрошенных мужчинах и женщинах, сложить по порядку обложки с анкетами. В карман портфеля вкладывают записную книжку переписчика с еще одним отчетом. Туда же они положат и удостоверение со своей фамилией, которое последний 12 дней болталось на веревочке на шее каждого. И постоянно напоминало о том, что в доме его ждут жильцы, а на участке - требовательный начальник.
Правда, сами студенты были бы не против оставить себе эту бумагу как память об адской тяжести в ногах, исписанных ручкой ладонях и "подъездном" насморке. Но за проделанную работу им обещали подарить шарфы, свистки и фонарики. Так что по всей стране еще много лет можно будет встретить одного из 426 тысяч обладателей сине-белых шарфов "Всероссийская перепись-2010".
Работа на самом деле еще не закончена. Это для простых граждан 25 октября - последний день. Переписчикам предстоит до 29 октября готовить к отправке документы, а инструкторам - до 3 ноября проверять портфели на полное соответствие требованиям. По инструкции, руководителям участков необходимо еще и провести контрольный обход - мало ли, кого вписал туда работник?
Чиновники на вопрос о фальсификации данных отвечали всегда резко. "Ну что вы! Их нельзя подделать! Есть же списки, проверки", приводят аргумент руководители ведомств. По их словам, главам регионов "прибавить" себе населения будет еще сложнее. Они получат данные в обезличенном варианте и электронном виде. "Приписать кого-то может только сам переписчик", - объяснял руководитель Росстата Александр Суринов. Конечно, студентам нет выгоды от того, что Бирюлево или Замоскворечье станет на бумаге более густонаселенным районом. Но нет ли ее у тех, кто живет в деревнях и маленьких поселках? Ведь после получения результатов небольшой городок может стать поселком городского типа, а деревню назовут "вымирающей".
Последняя переписанная москвичка, которая зашла на участок уже к закрытию, вообще не понимает, зачем нужна перепись. А на объяснения инструкторов только вяло кивнула: "Ай, столько денег потратили на то, что им и так уже известно. В Интернете все есть".
Подсчет израсходованных средств у россиян любимое дело. Всю перепись бабушки у подъезда ворчали на транжирство государство, а объявления об адресах участков исписывали "антипатриотичными" лозунгами. Каждое утро приходилось клеить объявление с кодом домофона для тех, кто желает переписаться. И каждый вечер хулиганы оставляли только огрызки бумаги на остатках скотча.
Самое парадоксальное, что даже те, кто был так против, пришли и переписались. В большинстве домов "отказниками" считаются те квартиры, где-либо вообще не живут, либо постоянно на работе. "Идейные" после третей встречи в подъезде с двумя девочками-переписчицами все-таки соглашаются.
На тех, кто не появился дома и не пришел на участок, будут заполнены те же анкеты, но без полной информации. Только дата рождения, возраст, пол. Говорят, правда, что где-то студенты дописывают всю информацию "из головы". Хотя по закону о переписи, даже родственник не может указать за тебя национальность.
Тем не менее, если бы за нарушение этого пункта сажали в тюрьму, то пришлось бы строить целый город для осужденных. Но если бы все соблюдали требования - писать национальную принадлежность только лично со слов опрашиваемого - то это поле заполнили бы 15 процентов населения. Остальные 85 процентов переписаны со слов родственников. На самом деле этот пункт кажется всем работникам странным - в большинстве случаев проблем с самоопределением не возникает и ни на кого в этом вопросе не давят. Хотя бывают и грубые нарушения. К примеру, те, кто называет себя сибиряками, жалуются, что переписчики отказались записывать так в анкету. "Такой национальности нет", - по их словам заявила девушка.
Теперь всех эльфов, гоблинов и спартанцев закодируют и внесут в базу. К концу 2011 года Росстат доложит о количестве населения и половом составе. А данные о том, сколько чувашей, русских или армян проживают в стране, общественность узнает только к 2012 году. Именно к этому времени вся информация будет обработана и тогда можно будет с уверенностью сказать: "Перепись в России закончилась".
Елена Андреева, начальник отдела кадров Пансионата для ветеранов труда №31
Большая часть постояльцев нашего пансионата проживает здесь постоянно. Поэтому пенсионеров переписывают именно здесь. Специально для этого организовали участок, меня приняли на работу переписчиком. Жильцам пансионата сложно дается общение с незнакомыми людьми. У некоторых плохой слух, кто- то практически не видит. Поэтому даже у нас возникают проблемы с контактом. Сначала мы пытаемся понять, хочет ли бабушка или дедушка вообще переписываться. Нам помогают и данные отдела кадров. Так что каждый человек обязательно будет учтен. Помещение пансионата, правда, не описывается как обычные дома, а самый популярный ответ об источниках средств - пенсия. Или пенсия по инвалидности - в пансионате есть и молодые люди с ограниченными возможностями.
Дмитрий Кондарев, заместитель начальника УФСИН России по г. Москве
Для того, чтобы переписать всех (7,5 тысячи) проживающих в СИЗО столицы, было выделено 200 наших сотрудников. Они, как и обычные переписчики, прошли обучение и получили портфели с документами. С самими подозреваемыми провели воспитательную работу о необходимости участия во всероссийском опросе. Как и в обычных домах, в учреждениях начали переписывать подследственные и осужденных 14 октября. Закончилась перепись в СИЗО немного раньше - 22 октября. Так что для нас последний день уже был. На каждом деле был поставлен специальный штамп - чтобы не переписать человека дважды. Подсудимых вызывали на участки, чтобы сохранить конфиденциальность информации. Никаких наручников в следственных изоляторах не предусмотрено, и находящихся в них не заставляли переписываться. Тем не менее, явных отказов от участия не было. Правда, некоторые все же не стали давать ответы на неудобные для себя вопросы.
Детские дома
В детских домах № 37 и №2, где постоянно проживают дети-сироты, про перепись даже не слышали. В одном из них спросили, почему они вообще должны переписывать - они же госучреждение. Так что маленькие россияне остались неучтенными. В одном из детских домов для детей с серьезными нарушениями психики корреспонденту "РГ" рассказали, что к ним приходили переписчики. Они совместно с работниками заполнили бланки на всех жителей. Но вопросов немного - возраст, пол, национальность, дата и место рождения.