25.10.2010 23:44
    Поделиться

    Воронежские пекари ищут способы удержать цены на хлеб

    Пекари ищут способы удержать цены на хлеб

    Хлеб как главный социальный продукт в очередной раз побуждает бизнес и власть идти на взаимные уступки.

    Надписи на ценниках торговцы хлебобулочными изделиями осторожно переписывают уже несколько месяцев, прибавляя по десять копеек или убавляя по десять граммов. Батон или пирожок продается вроде бы за те же деньги, что и в июне, но весит чуть меньше и не так щедро начинен… На фоне этих метаморфоз удивляет открытая в одном из воронежских ларьков льготная продажа ковриг "второй свежести". Было 16,5 рубля, стало 10. Экономные пенсионеры охотно берут: ничего, что черствый, он же без дрожжей - не плесневеет. Впрочем, маркетинговые сюрпризы встречаются редко.

    - Цены на хлеб нельзя не повышать, когда дорожает мука, растут коммунальные тарифы, цены на топливо, налоговые ставки… И несмотря на это, мы удерживали стоимость продукции более трех с половиной лет. Теперь же из-за неурожая цена на муку резко подскочила и приходится балансировать, - объясняет президент Воронежской региональной гильдии пекарей и кондитеров Марина Лютикова. - Летом цена буханки выросла на 2,5 рубля, сейчас слегка снизилась, когда мука подешевела. Но в дальнейшем все будет только дорожать. Мука высшего сорта у воронежских производителей в конце июля стоила 7-8 рублей за килограмм, в октябре стала 12-13. За первый сорт брали по 6-7 рублей, теперь - около 11. Подорожала и ржаная мука - с четырех до восьми рублей. На встрече в областном департаменте аграрной политики пекари умоляли мукомолов снизить цены, иначе все наши "малыши" обанкротятся! Но без толку.

    Когда цены на хлеб начали расти, с Мариной Лютиковой побеседовали в региональном управлении ФАС. Изучив представленные расчеты, антимонопольщики согласились: все объективно.

    Регионам нужны программы развития хлебопечения, чтобы очистить пространство для бизнеса от ненужных преград

    - В некоторых регионах коллеги возбудили дела в отношении и мукомольных, и хлебопекарных предприятий. Но мы разобрались в том, что происходит на местном рынке, и не нашли ничего противозаконного. Пекари в рамках конкуренции выбирают более дешевое зерно и муку с Кубани и из Ставрополья, ведут переговоры с Алтайским краем. Но если цена на зерно выросла вдвое, то подорожать должны и мука, и хлеб, - подтвердил руководитель воронежского УФАС Владимир Рохмистров. - Подозрения вызвал только один мукомольный комбинат, который одним предприятиям отпускает продукцию по низкой цене, а другим - по высокой. Мы возбудили дело. Тем временем комбинат уже потерял ряд крупных заказчиков. Торговые сети отдают полки производителям из соседних регионов, которые предлагают более дешевую муку.

    В облправительстве тоже не видят причин вмешиваться в процессы ценообразования на хлебном рынке. Ведь если сегодня производители затянут пояса, то завтра не выдержат и начнут "задыхаться", а послезавтра отрасль придется реанимировать с помощью субсидий и льгот.

    Тем не менее хлебопеки осознают, что компенсировать все расходы за счет покупателя не удастся. Приходится и себестоимость продукции снижать. Как именно это делать - члены воронежской гильдии думали и год назад, обсуждая последствия кризиса. Надеялись найти понимание у чиновников (в форме налоговых послаблений) и у энергетиков (в виде специального льготного тарифа для производителей хлебобулочных изделий). Уговорить последних не удалось до сих пор, а вот с чиновниками дело сдвинулось.

    Пекари из районов области, как и многие другие представители микробизнеса, ратовали за введение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Суть ее в том, что предприятие, где работает не более пяти человек, вместо уплаты налогов выкупает "разрешение" на работу в течение выбранного периода - скажем, месяца или года. Стоимость патента - шесть процентов от максимально возможного годового дохода, который определяется региональным законом для каждого из 70 конкретных видов бизнеса. По истечении года предприятию корректируют сумму налога в зависимости от того дохода, который оно реально получило. Законы о введении патентной системы есть во многих субъектах Федерации, например в Ярославской и Орловской областях. Финансисты правительства Воронежской области в свое время просчитали будущий эффект и принимать такой закон не рекомендовали (пожалуй, для бизнеса он действительно выгоден). Так вот, теперь переход на патентное налогообложение почти наверняка станет обязательным - соответствующий документ подготовлен в Минэкономразвития РФ.

    - Есть способ экономить и на разнообразной документации, - рассказывает Марина Лютикова. - Санитарно-гигиенические заключения на продукцию, к счастью, отменили - сама по себе эта бумага стоила недорого, но предшествующие ее выдаче обследования влетали в копеечку. А можно еще заменить ГОСТы или ТУ, по которым выпускают хлебобулочные и кондитерские изделия, стандартом организации. Работая по ГОСТу, надо на каждое наименование получать декларацию или сертификат, которые также "тянут" за собой кучу дорогих анализов (тысяч на шесть, к примеру, для одного вида продукции). А стандарт организации (СТО) предприятия разрабатывают сами, один раз и на все виды изделий, то есть нужно оплатить всего одну декларацию. Одно "но" - в число тех, кто может разработать свои СТО, почему-то не вошли индивидуальные предприниматели. А ведь среди хлебопеков их едва ли не большинство. Надо добиваться изменений в законе - ведь проблема касается не только нашей отрасли.

    Не ухудшится ли качество хлеба с переходом пекарей на СТО? Не заложат ли они в стандарты рецептуры и технологии попроще? Марина Лютикова уверяет, что ждать подвоха не следует: конкуренция не позволит производителям опустить планку.

    Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон настаивает на том, что хлебопекам стоит держать магазины для продажи своей продукции. Мол, тогда и торговые наценки будут не столь велики, и прибыль дополнительная появится. Год назад с этой же целью в России ввели упрощенный порядок торговли хлебобулочными изделиями. Но воспользовались им относительно немногие. Отпугивают первоначальные трудовые и финансовые затраты: найти помещение, добросовестных продавцов, директора и бухгалтера…

    - У нас есть свой магазин, но я бы не сказала, что он значительно облегчает жизнь, - признается Валентина Журавлева из Поворинского района. - Много забот: коммунальные тарифы, зарплаты, аренда… Муку урюпинскую уже по 15 рублей за кило приходится закупать… Конечно, люди наш хлеб берут, но выживать трудно.

    Собственные ларьки имеют в основном крупные заводы либо пекари в райцентрах и сельской местности, где не столь сильна конкуренция со стороны розничных торговцев. А в больших городах в реализации выигрывает тот, кто собирает лучшие изделия от разных производителей.

    Чтобы хлебопечение получило поддержку на нынешнем трудном этапе, воронежские производители выдвинули ряд инициатив. Так, предлагается совместно с чиновниками создать систему информирования пекарей о конкурсах в рамках государственного и муниципального заказа; со службой занятости - единый рынок вакансий для кондитеров и хлебопеков; с управленцами в сфере образования - программы подготовки кадров (дефицит квалифицированных рабочих и технологов испытывают производители хлеба по всей стране).

    Предприниматели давно добиваются принятия областного закона, который бы помог продвижению воронежской продукции на товарных рынках, в том числе в торговых сетях. В региональном УФАС считают, что это неправильный подход.

    - Нельзя принудить торговые предприятия закупать некую долю воронежских продуктов. Чем больше административных мер, тем хуже, - говорит Владимир Рохмистров. - Зачем лишние правовые акты, когда есть такой хороший инструмент, как участие малого и среднего бизнеса в госзакупках. Не менее 10-20 процентов должно отдаваться "малышам". Крупные компании создают мелкие посреднические "дочки", чтобы получать заказы, а настоящие малые предприятия эту возможность игнорируют. Зато хотят попасть в торговые сети. Зачем? Сетям нужны большие объемы, жесткие сроки поставок. Разве может рядовой ИП это обеспечить?..

    Протекционизм, по мнению Владимира Рохмистрова, лучше проявить по-другому: предоставив местным производителям площадки для выездной мелкорозничной торговли на льготных условиях. Или даже бесплатно.

    Прямая речь

    Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров:

    - Регионам нужны программы развития хлебопечения. Ничего чрезвычайного, никаких специальных субсидий или льгот - просто очистить пространство для бизнеса от ненужных преград, создать систему нормативной и административной поддержки.

    Сергей Наумов, председатель Воронежского регионального союза предпринимателей:

    - Пекари - это главным образом малый бизнес. В 2011 году нас ждет еще одно потрясение - вводятся страховые взносы во внебюджетные фонды. Нагрузка на предпринимателей, применяющих "упрощенку" или ЕНВД, вырастет в два раза. Соответственно, надо будет увеличивать фонд оплаты труда и наценку - процентов на шесть. Мы считаем, что повышать тарифы отчислений в фонды несвоевременно, нужно подождать до 2013-го. А на уровне области давно уже целесообразно снизить налог для малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, с 15 до пяти процентов.

    Поделиться