Приравнять всех российских священнослужителей традиционных религий к государственным служащим, поставить их на бюджетное довольствие, а также определить для церкви льготы по коммунальным платежам предложил депутат Волгоградской областной Думы Роланд Херианов. Соответствующее письмо он направил президенту и главе правительства страны.
- Мне кажется несправедливой практика, при которой служители церкви выполняют задачи государственной важности, объединяют россиян вокруг веры, заботятся о духовной жизни нации и не получают от государства никакой поддержки, - считает Херианов.
В качестве примера иного подхода он приводит православную Грецию, в которой священнослужители получают из бюджета оклады, соответствующие уровню оплаты низших чинов управленческой иерархии государства. В месяц выходит порядка 800 евро.
- А наши батюшки, у которых, как правило, по пять и более детей, едва сводят концы с концами. Прежде всего я имею в виду сельское духовенство. В удалении от столичных городов священнослужителя на иномарке не увидишь. На пожертвования, что несут в приход небогатые верующие, священнику семью бы прокормить, - уверяет Херианов.
Член Общественной палаты Волгоградской области, протоиерей волгоградского храма Иоанна Предтечи отец Олег Кириченко соглашается с депутатом и приводит в пример свой церковно-семейный бюджет. Только просит помнить, что так "зарабатывают" священники в крупных городах. В селах доходы служителей церкви намного меньше.
- Мой заработок складывается из двух частей. Прежде всего это ежемесячный, но негарантированный оклад в 14 тысяч рублей. Платит мне его не епархия, а приход, который живет на то, что заработал сам в виде пожертвований. Причем бюджет формируется снизу вверх. Сначала из кассы храма выплачиваются коммунальные платежи и налоги, от которых церковь, вопреки расхожему мнению, не освобождена. И только то, что осталось, идет на руки священникам. Небольшой прибыток дает проведение традиционных обрядов - венчаний, крестин, отпеваний, с выездом к прихожанам на дом.
- Существующее в России разделение церкви и государства не исключает сотрудничества между ними, - считает доцент Волгоградского госуниверситета, кандидат философских наук Михаил Шевяков. - Но речь не обязательно идет о прямой бюджетной поддержке церкви (хотя и это возможно). Гораздо важнее решить вопросы возвращения ей храмов и другого имущества, предоставить возможность священнослужителям чаще выступать в СМИ, проводить долгосрочные образовательные проекты.
В свою очередь кандидат исторических наук Андрей Луночкин отмечает:
- Чтобы провести эту смелую депутатскую идею в жизнь, придется менять Конституцию страны, согласно которой церковь отделена от государства. Это слишком смелый шаг.
По словам историка, в дореволюционной России вплоть до 1917 года государство действительно финансово помогало церкви, но при этом госслужащими священнослужители России никогда не были.
Так или иначе, высказанная в Волгограде инициатива вызвала бурное общественное обсуждение. Возможно, это начало национальной дискуссии о пересмотре и укреплении роли церкви в сегодняшней истории государства.