24 октября Организации Объединенных Наций исполнилось 65 лет. Много это или мало для "спинного мозга" международных отношений? И что будет дальше с ООН? На эти и другие вопросы "Российская газета" попросила ответить главу МИД России Сергея Лаврова.
Российская газета: ООН исполнилось 65 лет. Это "возраст юнца", который только ищет свое место в окружающем мире, или речь сейчас уже идет о времени, когда Всемирной организации пора успокоиться и помудреть?
Сергей Лавров: 65 лет - довольно небольшой исторический отрезок, но солидный возраст для международной организации. Весь период послевоенной истории свидетельствует о безальтернативности ООН как центрального многостороннего форума, обладающего универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью. Организация создавалась во время Второй мировой войны, стремительно расширилась за счет появления новых независимых стран в результате деколонизации, пережила жесткое противостояние "холодной" войны, серьезное изменение баланса сил в связи с распадом СССР и Югославии. ООН состоялась как активно действующий международный форум, способный использовать богатый накопленный опыт и генерировать новые подходы для решения постоянно возникающих задач и вызовов.
По итогам состоявшейся в сентябре в рамках 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН общеполитической дискуссии, в которой приняли участие более ста глав государств и правительств, можно отметить, что в мире укрепляется осознание необходимости коллективных подходов к решению ключевых глобальных и региональных проблем.
РГ: Одни называют ООН говорильней, другие уверены - без нее мир был бы куда менее предсказуемым. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы первых становилось как можно меньше, а вот полк вторых все время умножался?
Лавров: Я уже неоднократно говорил, что ООН эффективна настолько, насколько эффективно взаимодействуют ее государства-члены. Важно понимать, что это уникальная площадка, где у любой страны, независимо от ее политического и экономического веса, есть право высказать свою точку зрения и быть услышанной. Благодаря тому, что каждый член ООН может привлечь внимание к волнующей его проблеме, мировое сообщество старается предпринять необходимые для ее решения меры. Это не означает, что любую проблему удается быстро и эффективно решить, однако вопрос, стоящий в повестке дня ООН, находится в центре внимания международного сообщества.
Мы все являемся участниками и свидетелями постепенного формирования позитивной, объединительной повестки дня в международных отношениях, основанной на объективной близости национальных интересов, прагматическом, очищенном от идеологии подходе. Угрозы международному миру и безопасности для всех стран общие. Они затрагивают такие сферы, как разоружение и нераспространение, борьба с терроризмом, наркотрафиком и оргпреступностью, урегулирование региональных кризисов, преодоление последствий природных и техногенных катастроф, противодействие климатическим изменениям, обеспечение устойчивого развития, продовольственная безопасность, искоренение нищеты и болезней. Характер этих угроз требует коллективного поиска путей модернизации глобального управления, реформирования международных институтов, обеспечения предсказуемости в международных отношениях.
К сожалению, конфликтный потенциал в мире не становится меньше. Кризисы во многих регионах планеты продолжают излучать импульсы нестабильности. В этой связи хотел бы отметить позитивную тенденцию минувшего года - мы стали более активно заниматься укреплением переговорных и превентивных механизмов урегулирования региональных конфликтов. Это очень хорошая и правильная тенденция, укрепляю-щая понимание того, что в современном мире конфликты невозможно урегулировать силовыми методами, как это пытались сделать нынешние власти Грузии, осуществив военное нападение на мирных жителей Южной Осетии и миротворцев.
ООН - уникальный международный форум для принятия решений по вопросам развития, а сама работа Организации содержит внушительный потенциал для модернизации и инноваций, необходимых для решения насущных проблем развития. Особое значение текущей сессии Генассамблеи ООН в том, что она проходит через десять лет после одобрения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), на достижение которых остается лишь пять лет. Россия привержена ЦРТ и прилагает все усилия к их своевременному осуществлению как на национальном уровне, так и в международном плане.
Именно исходя из этого понимания Российская Федерация за последние годы существенно увеличила свой вклад в оказание помощи развивающимся странам. Расходы федерального бюджета на оказание содействия, подпадающего под критерии официальной помощи развитию, выросли с 220 млн долларов США до 785 млн долларов США в 2009 году. Наша страна намерена и в дальнейшем помогать как нуждающимся государствам СНГ, так и развивающимся странам в других регионах, прежде всего в Африке.
РГ: Не секрет, что многие страны используют обсуждение идеи расширения Совета Безопасности ООН в своих внешнеполитических целях. Как можно минимизировать этот политический торг?
Лавров: Юбилей ООН - это еще один повод объединить усилия для повышения эффективности Всемирной организации. Как любой международный институт, ООН требует постоянного совершенствования. Однако реформенный процесс должен вести к укреплению единства в целях повышения эффективности ООН, а не к обострению разногласий. Это в полной мере относится к такой важной проблеме, как расширение состава Совета Безопасности.
Переговорный процесс по реформе СБ ООН постепенно продвигается вперед. Время от времени случается, что представители некоторых стран начинают форсировать переговоры, вбрасывают проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, положения которых не учитывают позиции всех заинтересованных сторон. Такие подходы едва ли продуктивны. Абсолютное большинство членов ООН нацелены на поиск универсального компромисса, максимальный учет интересов всех государств и региональных групп. В этом вопросе Россия настроена активно и конструктивно, готова поддержать такое решение, которое будет пользоваться широким согласием членов ООН.
РГ: Стоит ли для ускорения переговорных процессов доверить реформу ООН более компактной структуре? К примеру, "двадцатке". Ведь иначе реформирование ООН может превратиться в вялотекущую, бесконечную дипломатическую процедуру.
Лавров: В ООН процессы реформирования являются перманентным явлением. Организация, которая пыталась бы сохраниться в незыблемом состоянии, скорее всего, давно бы развалилась, поскольку мир динамично развивается, и задача ООН - соответственно адаптироваться к новым вызовам.
Мы не считаем необходимым выводить переговоры за рамки ООН. Генерировать идеи извне можно, но переговорный процесс должен проходить в межправительственном формате с участием всех членов Всемирной организации. Это непреложное требование, вытекающее из закрепленного в Уставе ООН принципа суверенного равенства государств.
Эффективность ООН во многом зависит от укрепления ее взаимодействия с региональными организациями. ООН активно расширяет круг региональных партнеров, вовлекает их в общую работу по укреплению стабильности и сотрудничества в различных частях мира.
Перспективным является углубление взаимодействия ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организацией сотрудничества. ОДКБ и ШОС вносят реальный вклад в борьбу с терроризмом, наркоторговлей и организованной преступностью. ОДКБ активно развивает свой антикризисный и миротворческий потенциал. В нынешнем году были подписаны декларации о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, ООН и ШОС.
ООН сегодня востребована как никогда. 65 лет Организация выполняет свою главную уставную задачу - поддерживает международный мир и безопасность, способствует развитию широкого межгосударственного сотрудничества во всех областях. Согласовывая пути совершенствования деятельности ООН в соответствии с требованиями времени, всем странам необходимо на деле подтверждать свою приверженность целям и принципам ее Устава.