Строительство газопровода "Норд-Стрим" стало безопасным для экологии

В связи с постоянным расширением сети евроазиатских трубопроводов особое значение приобретают экологические риски и, соответственно, факторы строительства и эксплуатации этих систем. Прежде всего это касается России, занимающей ныне первое место в мире по протяженности и пропускной способности новых нефте- и газопроводов. Кроме того, РФ - один из мировых лидеров по протяженности и мощности действующей трубопроводной сети.

Один из крупнейших в мире газопроводных проектов - строительство газопровода Норд-Стрим (Северо-Европейского газопровода) по дну Балтийского моря, в направлении на Германию, Центральную и Западную Европу. В комплексную экологическую безопасность этой артерии уже вложены многие миллиарды долларов США. В результате эксплуатационные параметры этой системы к настоящему времени гарантируют природоохранные показатели строительства и работы новой газопроводной системы.

По последним данным Балтийского отделения фонда дикой природы (WWF, август 2010 г.), "строительство газопровода по дну Балтийского моря будет теперь намного более экологически безопасным, чем изначально планировалось. Это - результат переговоров BUND (германское отделение экологической организации "Друзья Земли". - Прим. ред.) и WWF с консорциумом "Норд-Стрим". Операторы гарантируют, что они примут дополнительные меры для защиты природы во время строительства газопровода, что включает в себя, например, новый метод земляных работ. А финансирование компенсационных мер природоохранного профиля будет увеличено более чем на 10 миллионов евро.

С учетом этих факторов, BUND и WWF отозвали свой протест из административного суда в Грейфсвальде (Германия) и, таким образом, строительные работы по Северо-Европейскому газопроводу впредь не будут находиться под угрозой срыва. А по мнению директора по природоохранной политике WWF России Евгения Шварца, "если компания принимает на себя более высокие экологические требования, это свидетельствует, что она считает экологическую ответственность существенным фактором конкуренции на глобальных рынках".

Газопровод Nord Stream протяженностью около 1200 км - принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Артерия будет проложена по дну Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грейфсвальда (Германия). Запуск первой нитки пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров в год намечен в 2011 году. Создание же в 2012-2013 годах второй нитки этого трубопровода позволит увеличить пропускную способность Норд-Стрима до 55 миллиардов кубометров в год. Участники консорциума - российский "Газпром" - 51% акций, германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas - по 20% акций и нидерландская Gasunie - 9% акций. В ближайшее в эту структуру может вступить французская GDFSuez.

Другой крупный трубопроводный проект - это нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Трасса данной артерии - Тайшет - Сковородино - Хабаровск - порт Козьмино с ответвлением на северо-восток КНР (Сковордино - Дацин). Впервые за всю экономическую историю СССР и России дальневосточный регион РФ и соседние с ним страны будут соединены новым межрегиональным трубопроводом. Его мощность - до 30 млн тонн в год, протяженность - примерно 4000 км.

После недавних утечек нефти из этого трубопровода в Амурской области и Саха (Якутии) были приняты должные меры по ликвидации последствий этих аварий. В частности, были построены две современные дамбы. Они, по данным государственных экологических экспертиз, в настоящее время обеспечивают 100%-ную безопасность упомянутого нефтепровода для окружающей среды. Причем одна из дамб, 80-метровая, предназначена для сдерживания большого объема талой воды, который является потенциальной угрозой для работы нефтепровода.

Своевременно проведенные работы по очистке территории от вылившейся нефти позволили избежать впитывания ее в почву: весь загрязненный грунт был оперативно собран и утилизирован. Кроме того, на тех же участках стали постоянно работать наблюдательные экологические посты. В их арсенале, например, должный запас боновых заграждений и около тонны высокоэффективного сорбента, "поглотителя" нефтяных разливов. Помимо этого, начиная с конца апреля в ежедневном режиме специалисты снимают и обрабатывают показатели (пробы) качества воды и почвы вдоль большей части трассы нефтепровода. Пока ни в одном анализе проб не выявлено превышений показателей предельно допустимой концентрации нефти.

В ходе недавнего "круглого стола" в Госдуме по вопросам экологической безопасности добычи, хранения, транспортировки нефти и нефтепродуктов первый вице-спикер Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Александр Морозкин отметил, в частности, что "в 2009 году на территории республики заработал нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (центральный участок этой артерии проложен на юге Якутии. - Прим. ред.). В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О распределении полномочий по организации надзорной деятельности за объектами магистрального трубопроводного транспорта", надзор за эксплуатацией ВСТО осуществляют межрегиональные отделы по надзору за объектами этого вида транспорта Дальневосточного и Западно-Сибирского управлений Ростехнадзора, базирующихся в Хабаровске и Новосибирске. Предлагаю делегировать полномочия по соответствующему надзору непосредственно тому территориальному органу Ростехнадзора, на территории которого находится объект". Другими словами, контролировать состояние, например, якутского участка нефтепровода целесообразнее в самой Якутии, а, например, не в Новосибирске или Хабаровске. По мнению Морозкина, в связи с реализацией влияющих на биосферу крупных экономических проектов, в том числе трубопроводных, есть необходимость в разработке и принятии федерального закона "Об экологическом аудите". Как полагает А. Морозкин, "в принципе в России такой правовой институт существует, но необходимо укрепить, расширить его юридическую основу, что позволит предприятиям внедрять экологически эффективные технологии и природоохранные мероприятия". Также нужен федеральный закон "Об экологическом страховании", который, по его словам, уже разрабатывается.