28.10.2010 23:16
    Поделиться

    Режиссер Лукас Мудиссон: Кризисы в жизни помогают понять, что нужно делать дальше

    Фестиваль современного кино "2morrow"\"Завтра", основанный Иваном Дыховичным, в этом году оправдал двойку, изначально заложенную в его названии. На месте одного фестиваля возникли сразу два. Один носит прежнее название, а второй  - "2 in 1". И прошли они один за другим.

    В "удвоении" фестиваля есть свои положительные моменты: в Москве собирается гораздо больше профессионалов и любителей кинематографа, показывают в два раза больше фильмов… Кроме того, два человека - программные директора - Антон Мазуров ("2morrow"\"Завтра") и Алексей Медведев ("2 in 1") смогли развернуться и показать себя: придумали оригинальные концепции фестивалей, со вкусом подобрали картины, составили программы, в соответствие с которыми организаторы пригласили участников.

    Так, например, в состав жюри фестиваля "2 in 1" вошли режиссеры Кира Муратова, Лукас Мудиссон, Майкл Роу и актриса Кэрри Фокс. По просьбе обозревателя "РГ" каждый из них рассказал о своих планах.

    Кира Муратова призналась, что хотела бы сделать фильм, состоящий из пяти новелл, что ей нравится этот жанр и уже даже написаны сами новеллы, как ею самой, так и ее обычными соавторами Евгением Голубенко и Николаем Сидневым - вопрос только в финансировании.

    Майкл Роу, который привез на фестиваль картину "Високосный год", сказал, что она - лишь первая часть трилогии, объединенной темой сложности установления человеческих отношений. "Я уже написал сценарий второго фильма, - рассказал режиссер. - Думал, что съемки пройдут в Мехико-сити, но они состоятся в трех разных местах. Они назначены на 2011 год".

    Кэрри Фокс, по ее словам, в последнее время предпочитает работать на австралийском телевидении. Снималась в австралийском мини-сериале, снятом по роману Тима Уинтона "Cloudstreet". Это - вымышленный рассказ о послевоенной Австралии. Съемки будут закончены к концу года.

    А Лукас Мудиссон заявил, что у него нет сейчас нового кинопроекта. "Для меня делать новые фильмы все труднее. Я даже думаю завершить свою кинематографическую карьеру. Написал роман. Одна из причин, почему я здесь (в Москве в жюри кинофестиваля - Прим. С.А.) - хочу вернуть веру в кинематограф". 

    Обозреватель "РГ" посчитала, что такое заявление требует пояснений, и встретилась с кинорежиссером, которого хорошо знают в России как автора картин "Покажи мне любовь", "Лиля навсегда", "Контейнер", "Мамонт"и других. 

    Российская газета:  Вы - пессимист? 

    Лукас Мудиссон: Оптимист. 

    РГ: Тогда отчего же наступило разочарование в кинематографе? 

    Мудиссон: Вопрос оптимизма или пессимизма - гораздо шире, чем состояние современной киноиндустрии, потому что если она и вымрет, то я от этого оптимистом быть не перестану. 

    РГ: Отчего она должна умереть? Вы имеете в виду артхаусное кино? 

    Мудиссон: Нет (смеется). Я не сказал, что вымрет. Но "если вымрет". Я имел в виду, что вопрос пессимизма или оптимизма внутри себя для меня гораздо более серьезный, чем съемки кино.

    РГ: А почему вы решили сейчас отойти в сторону, не снимать кино, а писать книги? 

    Мудиссон: На сегодняшний момент мне очень сложно делать фильмы. Я просто делаю то, что и должны делать люди - думаю и рассуждаю по поводу своей жизни, задаю себе вопросы. Возможно, поэтому и рождаются сомнения. В частности, по поводу кинематографа. 

    РГ: Это не кризис среднего возраста? 

    Мудиссон: Возможно. А, может быть, и нет. Скорее всего - второе. Потому что делать одно и то же - очень просто. Но в конце конов может и надоесть. Например, так произошло со мной, когда я испытал первый кризис и перестал писать стихи. У меня появились три желания и три возможности, чем заняться дальше. Первое - стать шеф-поваром, второе - юристом, и третье - кинорежиссером. Я поступал в разные учебные заведения, но в итоге выбрал институт кинематографии, и воспринимаю это, как добрый знак.

    Кризисы, которые случаются в нашей жизни время от времени, важны именно потому, что дают возможность понять, что нужно делать дальше.

    РГ: Ваш последний фильм "Мамонт" тронул меня тем, что в нем рассказывается, как люди не могут уделить достаточно времени своим близким из-за занятости на работе, например. Видите ли вы в этом проблему современного общества или так было всегда?

    Мудиссон: Да, считаю, что это - одна из проблем современного общества. Мы забываем о наших детях. Сейчас в мире очень много брошенных детей - причем не  в том смысле, что их, например, выгоняют из дома. Это просто дети, которым не уделяют внимания. Тот факт, что ради каких-то соблазнов мы забываем о них, трагичен.

    РГ: Соблазнов или необходимостей - зарабатывать деньги, например.

    Мудиссон: Я считаю, что это и соблазн, и необходимость. Вообще, дети - самое уязвимое место нашего общества, потому что оно во многом не служит их интересам.

    Из-за этого многие дети впоследствии становятся несчастными людьми. Далеко ходить за примером не надо. Скажем, если спросить у заключенных в тюрьме, кто из них вырос без отцов, количество ответов будет велико. Если мы не будем воспитывать детей так, как нужно, это может разрушить их будущее. Мои слова не означают, что я  - консерватор, и считаю, что женщины должны сидеть дома и заниматься детьми. Все тяготы семейной жизни должны делиться между мужчиной и женщиной. Но важно не забывать о своих детях.

    Недавно я прочитал короткий рассказ Бабеля. История происходит в 1918 году, сразу после революции. И там мне понравилась фраза, что революция на самом деле должна начинаться с нас самих и с воспитания наших детей. Я считаю, что это - очень актуальная фраза для современного общества. Мы думаем о глобальных  изменениях и забываем о том, что начинать нужно с собственной семьи.

    РГ: И всегда наступает расплата за то, что мы не даем своим близким достаточной любви?

    Мудиссон: Не все так просто, как кажется, но несомненно да - расплата имеет место быть. Все имеет свои последствия. Но человеческие отношения - это не математика, их не просчитаешь. Все очень сложно. Человек растет без отца, например, или без его внимания и, вырастая, становится злым. Опять же пример с тюрьмой. Человек, который туда попадает, как правило, обделен любовью в семье. Это, конечно, не главная причина, почему он не вписался в нормальное общество. Но все же. А основные причины, на мой взгляд, экономические. Бедность, например. Но и воспитание играет не последнюю роль. Дети не должны быть брошены.

    РГ: Экономические? Но в богатых семьях люди порой более далеки друг от друга, чем в бедных, где нехватка средств сплачивает. Для нашей страны - это проблема, когда достаток заменяет реальную любовь… 

    Мудиссон: Понимаю о чем вы говорите. Но все же считаю, что большинство ситуаций, когда о детях забывают, в распавшихся семьях, где высокий уровень бедности. Хотя никто ни от чего не застрахован. Правда такова, что деньги не делают жизнь счастливее. Они ее делают проще.

    РГ: В фильме я не сразу узнала популярного у нас актера Гаэль Гарсия Берналя - он не похож на себя в других ролях... 

    Мудиссон: С Берналем было работать и просто и приятно. Его образ отличается от обычного, может быть, потому, что он говорил по-английски. А возможно оттого, что я к этому приложил свою руку, как режиссер. 

    РГ: Сейчас вы написали прозу. Что будет, если потом по ней снимет фильм кто-то другой? 

    Мудиссон: Я думал об этом. Мой роман, названный цитатой из стихотворения "Смерть и компания", написан и выходит в следующем году. Я сам не хотел бы режиссировать фильм по нему. Но если кто-нибудь найдется, почему бы и нет.

    Поделиться