Вчера в Новосибирске состоялся концерт в с участием польского композитора, обладателя музыкальной премии "Грэмми" Кшиштофа Пендерецкого.
Пан Пендерецкий, единственный в мире композитор, удостоенный официального титула "Самый великий из живущих", в Новосибирск приезжает во второй раз. В 2006 году он уже был здесь и познакомился с музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра и его руководителем Арнольдом Кацем.
- Я помню наши встречи с маэстро Кацем, это великий музыкант, дирижер и учитель. Я тогда привозил два своих сочинения. И в России они были исполнены впервые. Как оказалось, в этот раз я представляю концерт, который снова будет российской премьерой, - сказал Кшиштоф Пендерецкий.
Гуманист и романтик, неистовый экспериментатор и авангардист, он перевернул музыкальное сознание целой эпохи. Международная известность пришла к нему в 1960 году, когда был исполнен знаменитый "Трен" - Плач по жертвам Хиросимы, удивительная звуковая картина огромного эмоционального накала и выразительности. С этого момента Пендерецкий стал кумиром молодых интеллектуалов, повлияв на несколько поколений выдающихся композиторов и музыкантов. Он - один из немногих, если не единственный современный композитор, кто еще пишет симфонии. Кшиштоф Пендерецкий является автором многочисленных опер, концертов, хоровых, вокальных и камерных сочинений, а также профессором семнадцати вузов мира.
В ХХI веке музыка Пендерецкого звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию: религиозные "вечные" сюжеты в сочетании с авангардной новаторской техникой как нельзя лучше отражают катаклизмы и трагедии нашего времени. И все-таки, как говорит сам пан, он музыкант, а не хроникер: из 150 сочинений лишь пять-шесть написаны под влиянием исторических, поэтических событий. Одно из них - Фортепианный концерт, посвященный жертвам теракта 11 сентября 2001 года, прозвучало вчера в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Композитор считает, что это сложный и виртуозный концерт. И доверить исполнять его он смог только Новосибирскому академическому симфоническому оркестру и солистам Александру Гиндину (фортепиано), Сергею Суворову (виолончель). С их творчеством польский композитор знакомился по записям и остановил свой выбор на этих музыкантах, будучи уверенным, что никто другой не исполнит концерт на таком высоком профессиональном уровне.
По словам Александра Гиндина, это большое творческое событие для всей страны, к которому он готовился специально.
- Это замечательное, но в то же время трудное произведение, которое заставляет задуматься о важном - человеческих ценностях, жизни и смерти, о боге, - говорит Александр Гиндин.
- Теракт 2001 года так повлиял на меня, что я подумал, что не время сочинять каприччио и, изменив концепцию, написал хорал, который включен в основную часть сочинения. Это скорее симфония, а не концерт. Я назвал его "Воскресение". Я не хотел писать реквием, потому что всегда есть надежда, - говорит композитор и дирижер Пендерецкий.