Обращаться в Роспотребнадзор, в Россвязь и Роскомнадзор за сбои при разговоре по Интернету не имеет смысла. В России нет законов, регулирующих такую телефонию. Вопросами защиты пользователей, контроля операторов и налогообложения в сфере IT-телефонии озадачились вчера на "круглом столе" в Совете Федерации.
На мероприятие даже был приглашен представитель известной фирмы, которая разработала ресурс, делающий почти бесплатными международные и междугородние переговоры по скайпу Жан-Жака Саэля. Этот ресурс давно вызывает жаркие споры в среде связистов. Скайп делает их предложения просто неконкурентоспособными, предлагая фактически бесплатно поговорить с человеком в другом конце мира через глобальную Сеть. Не написать письмо, а именно поговорить. Сейчас у скайпа 600 миллионов абонентов. В России более 70 процентов интернет-пользователей общаются в этом ресурсе.
Причем у этой компании нет российской лицензии на услуги связи, нет и налоговых отчислений в российский бюджет. Вся оплата услуг этой компании идет через посредников за рубеж.
Признав, что развитие IT-телефонии является шагом в будущее, участники "круглого стола", в числе их операторы связи, назвали такие компании паразитами, которые не развивают свою собственную инфраструктуру, а пользуются чужими сетями. Причем для посредничества нужно вложить всего 50 тысяч долларов. Впрочем, мировые компании уже предоставляют возможность переговоров по типу скайпа. Стоимость звонков относительно низкая, так как оплачивается только интернет-трафик.
Одна из отечественных компаний связи уже более года предоставляет такую услугу, однако у компании вызывает опасение отсутствие необходимого законодательства в этой области. В какие законы нужны поправки, к общему знаменателю прийти не удалось. Например, начальник управления ФАС Дмитрий Рутенберг считает, что необходимо свести количество лицензий для операторов к одной-двум. Однако в минкомсвязи считают, что тогда финансовые потоки внутри связного рынка будут неподконтрольными. В любом случае Рутенберг констатировал, что новые технологии позволят с 10 до 15 раз удешевить международные соединения и у компаний есть широкое поле деятельности, нет никаких запретов, при этом госрегулирование должно идти параллельно с технологиями. Но быть технологически нейтральным, то есть не навязывать то или иное оборудование.
Эксперты посоветовали сначала проанализировать интересы всех трех групп в сфере IT-телефонии.В противном случае запрет на нее или бесконтрольность могут привести к нежелательным результатам. Например, в скайпе используются программы, которые преобразуют голосовой сигнал в компьютерные символы, а потом обратно. Фактически узнать, о чем говорят пользователи скайпа, невозможно. Также сложно вычислить доходы этой компании и заставить ее платить налоги в российскую казну. Конечно, изначально, пока рынок IT-телефонии молодой, обкладывать его налогами не стоит. Таким путем пошли и в Америке. Но когда объемы этого рынка выросли, там начали регулировать его и получать доходы. В целом трафик разговоров вырос из-за того, что стоимость разговоров и у традиционных операторов упала, но при этом они смогли сохранить свои доходы за счет новых тарифов.