Специальный раздел "Инновационное развитие и государственная техническая политика в электроэнергетике" появится вскоре в "Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года". В Минэнерго России сейчас занимаются его разработкой. В этом разделе будут сформулированы основные направления и ключевые технологические и экономические задачи для создания в сжатые сроки новой технологической базы. Планируются разработка и освоение в рамках пилотных проектов важнейших современных энергетических технологий с получением конкретных результатов не позднее 2015 года.
Как известно, вопросы безопасности и надежности энергообъектов тесно связаны с состоянием основных производственных фондов ТЭК, их своевременным обновлением и внедрением инноваций. Не секрет, что в электроэнергетическом комплексе страны высокая степень износа оборудования. Она в среднем достигает порядка 50%, а оборудования подстанций в сетевом хозяйстве - даже выше. Чтобы повысить уровень безопасности энергетических объектов, необходимо инновационное развитие не только ТЭК, но и смежных отраслей, таких как энергетическое машиностроение. В этом направлении Минэнерго России активно сотрудничает как с энергетическими компаниями, так и с федеральными органами исполнительной власти, в полномочия которых входит реализация мер по стимулированию внедрения инноваций в экономику России. Сбор, анализ и учет мнений должны стать залогом успешной реализации вырабатываемых решений по развитию и доведению инноваций до конечных потребителей в экономике и ТЭК страны.
Зарубежная и российская практика содействия инновационной деятельности подразумевает несколько инструментов, форм и методов возможной государственной поддержки, как прямых, так и косвенных. При этом наиболее эффективными можно считать те, которые применяются индивидуально для каждого проекта или программы. Важную роль играет также система критериев отбора тех проектов, программ, организаций, которым необходима помощь в развитии инновационной цепочки, поскольку она позволяет наиболее эффективно распоряжаться средствами, выделенными государством или изысканными в рамках механизма частно-государственного партнерства.
Однако финансирование государством отдельных проектов, даже с использованием механизмов частно-государственного партнерства, не может решить весь комплекс задач по построению полноценно функционирующей инновационной цепочки. Для вовлечения в эти процессы бизнес-сообщества необходимы экономические и административные стимулы, одним из которых является разработка требований к программам инновационного развития для компаний с государственным участием и естественных монополий.
В ближайшее время планируется перевести на новые технологии газовые ТЭС. Для этого потребуется разработать и освоить отечественные газотурбинные установки (ГТУ) в широком диапазоне мощности (65-350 МВт) и на их основе - парогазовые установки (ПГУ) с термическим КПД до 60%. Стоит задача освоения модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40-100-170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200-1500 кВт ч/Гкал для технического перевооружения действующих, строительства новых теплоэлектроцентралей и последовательного сокращения количества котельных в крупных городах и муниципальных образованиях. Потребуются также тепловые насосы и типовые технические решения по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4-5 в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения. Что касается угольных ТЭС, то здесь предполагается внедрение экологически чистых угольных технологий на основе последних научных достижений. Намечены конкретные предприятия, на которых будут реализованы пилотные проекты.
Российская электротехническая промышленность должна освоить до 2015 года производство силовых полупроводниковых приборов (СПП) на основе нанотехнологий на токи 6-7 кА и напряжение 10-12 кВ, переход на SiC-технологии производства СПП всех назначений. Решение этой ключевой проблемы откроет путь к производству на отечественных предприятиях самого современного оборудования и систем для всех секторов электроэнергетики.
Кроме того, необходимо, чтобы в России заработали полностью автоматизированные малые ГЭС, геотермальные электростанции на основе бинарного цикла, мощные ветро электрические установки, технологии и оборудование для использования энергии биомассы и другие инновационные разработки. Будущее, как говорят эксперты, за новым поколением комплектных распределительных устройств на базе полупроводниковых выключателей с управляемой коммутацией и ограничителей тока с использованием новых диэлектрических материалов. Вообще планов такого рода довольно много, и они должны быть реализованы до 2015 года.
За последние десять лет было сделано многое для укрепления сотрудничества в энергетическом секторе между Россией и странами - членами Европейского союза. В частности, Минэнерго России заключены меморандумы и декларации о сотрудничестве в сфере энергоэффективности с профильными министерствами Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Норвегии, США, Великобритании. В стадии подготовки соглашения с рядом других стран.
Министерство энергетики РФ представляет нашу страну в различных организациях в сфере энергоэффективности и энергосбережения. С 2008 года Россия является полноправным участником Международного партнерства по сотрудничеству в сфере энергоэффективности (IPEEC). По инициативе президента РФ Дмитрия Медведева и федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель создано российско-германское энергетическое агентство (RUDEA), призванное способствовать использованию потенциала энергосбережения в России. Если говорить о роли RUDEA для продвижения энергоэффективности в нашей стране, то имеет смысл обозначить те проекты, которые разрабатываются и реализуются агентством.
Проект "Развитие стратегии по использованию энергии биомассы в РФ", в рамках которого создается база данных по передовым достижениям в сфере биоэнергетики России, с учетом возможности использования решений немецких предприятий в сфере технологий и оказания сопутствующих услуг.
Проект "Модернизация коммунальной энергетической инфраструктуры", в рамках которого анализируется состояние систем теплоснабжения в России, проводится идентификация пилотного проекта, разрабатываются критерии эффективности проектов (с помощью метода аналогов) потенциально привлекательных для немецких партнеров, а также ведется разработка типовой документации, применимой для тиражирования на других объектах муниципальных образований в регионах.
Проект "Разработка региональных стратегий по повышению энергоэффективности", в рамках которого ведутся работы по определению потенциала энергосбережения и энергоэффективности в российских регионах, выявление наиболее перспективных регионов.