С 28 октября по 7 ноября в Москве проходит четвертый "Большой фестиваль мультфильмов", который собрал более 300 новинок со всего мира.
Это уникальный шанс увидеть столько анимационных фильмов, как полнометражных, так и совсем коротеньких, отечественных и зарубежных, премьерных и в ретроспективах, одновременно.
Открывает фестиваль картина "Иллюзионист" знаменитого француза Сильвена Шоме, режиссера "Трио из Бельвилля", полнометражного авторского анимационного кино, доказавшего, что такой формат может иметь коммерческий успех. "Иллюзионист" - это история несуразного стареющего клоуна, искусство которого никому не нужно, его дружбы с девочкой, которая единственная понимает, что жизнь клоуна может быть фатально трагичной. Сценарий фильма некогда был написан знаменитым комиком Жаком Тати.
На фестивале пройдет премьера полнометражного фильма чешского режиссера-сюрреалиста Яна Шванкмайера "Пережить самого себя". Фильма о том, как смешиваются сны и реальность. Как говорит сам режиссер, изначально он собирался снимать игровое кино, но денег хватило только на то, чтобы прибегнуть к технике "перекладки", такого своеобразного оживления фотографических изображений, которое часто применяют в детских телепередачах. При помощи этой техники режиссер анимирует фотографии знаменитых актеров. Как считает Шванкмайер, современные люди зря недооценивают силу сновидений, ведь грань между реальностью и сном крайне непрочна.
Три программы самых свежих российских мультфильмов поделены на фестивале по возрастным критериям. На программу "Следы невиданных зверей" можно идти с маленькими детьми, на "Приливы туда-сюда" - с детьми-школьниками, а "Со вечора дождик" - программа для взрослых.
Среди премьер оказалось много фильмов, складывающихся в циклы и альманахи. Екатеринбургская студия "М.И.Р" представляет подборку коротеньких картин молодых режиссеров по стихам Артура Гиваргизова, студия "Пчела" - только что законченный "Альманах для самых маленьких", куда входят фильмы известных режиссеров Дмитрия Геллера "Воробей, который умел держать слово", о птичке, никогда не покидавшей свой наблюдательный пост, и Степана Бирюкова - "Премьера". Фильм про то, как мышка стала знаменитой актрисой, а слоненок преодолел страх сцены.
Сюрпризом для детей и их родителей станут новые картины Олега Ужинова из трехмерного сериала "Маша и медведь" и новые смешные серии Алексея Алексеева про лесных музыкантов Log Jam.
Среди премьер есть и такие, которые уже заслужили мировое признание на других фестивалях. Это картина "Со вечора дождик" Валентина Ольшванга (также называется и программа фестиваля). Сказка про Деда, случайно поймавшего Русалку и пригревшего ее у себя на печи. Третий фильм о жизни на берегу океана, подчиненной приливам и отливам, - "Приливы туда-сюда" Ивана Максимова. И фильм "Беззаконие" Натальи Мальгиной из цикла "Рассказы Чехова". Юмористическая история про то, как коллежскому асессору Эрасту Семеновичу Мигуеву "подкидывают" младенца на крыльцо дачи.
Будут показаны и совсем новые работы: "Метель" Марии Муат, кукольный фильм по повести Пушкина, и "Шатало" Алексея Демина, снятый по рассказам Юрия Коваля и повествующий о черном коте по имени Шатало, которого опасалась вся деревня.
Интересна и премьера только что законченной картины "Подарок" екатеринбургского дебютанта в анимационном кино Михаила Дворянкина. Свою картину он посвящает мальчику, ученику младших классов, который никак не может решиться преподнести свой подарок девочке, которой симпатизирует.
В этом году в программе фестиваля появился новый проект - "Фабрика мультфильмов". В одном из больших цехов фабрики технических бумаг "Октябрь" начинает работать свой завод по производству мультфильмов, созданный из бумаги и картона с помощью студентов одной из лучших московских киношкол - школы-студии ШАР. Все желающие смогут под руководством аниматоров нарисовать и оживить своих персонажей, а также, после урока со специалистами по технике речи, озвучить свое произведение.
Участникам "Фабрики мультфильмов" покажут новые компьютерные программы, превращающие обычный мультфильм в трехмерный. В одном из "цехов" пройдет недельная "школа молодого аниматора", будут проводиться встречи со знаменитыми художниками и режиссерами, продаваться книги лучших детских издательств.
В рамках фестиваля пройдут мастер-классы и ретроспективы двух знаменитых российских мультипликаторов, ныне работающих за границей, Игоря Ковалева (США) и Петра Сапегина (Норвегия). Игорь Ковалев все свои ранние картины снимал с Александром Татарским. Это были и "Пластилиновая ворона", и "Братья Пилоты". Он - автор знаменитого мультфильма "Молоко", отмеченного призами на всех возможных фестивалях. Сейчас Ковалев занят в Штатах работой над сериалом "Ох уж эти детки".
Выставка Игоря Ковалева пройдет в галерее "На Солянке". Там же будут и работы Дмитрия Маланичева, который, в частности, работал художником-постановщиком полнометражных "Симпсонов в кино". И еще одного режиссера и художника первоначального состава студии "Пилот" - Алексея Алексеева, который сейчас работает в Венгрии. Общее название выставки - "Пилот" from abroad", то есть из-за границы.
Норвежский анимационный режиссер Петр Сапегин расскажет о том, как без специального образования научился делать мультфильмы и о съемки своего нового фильма "Последний норвежский тролль". Премьера пройдет 2 ноября в Осло.
Юрий Норштейн представит свою ретроспективу в цикле "Имена" и прочтет лекцию о Гоголе.
Показы проходят с 28 октября по 7 ноября в кинотеатрах "Пионер", "Художественный", "Вымпел" и "Ролан".
Мария Терещенко, программный директор "Большого фестиваля мультфильмов": Четыре года - это небольшой возраст для фестиваля, но мы за это время сильно изменились. К нам стали приезжать зарубежные гости, в программе фестиваля появились выставки и мастер-классы. Понятно, что за эти четыре года Интернет тоже прошел свой путь развития. Многие из новинок анимации можно найти именно в Интернете, особенно то, что появилось с начала двухтысячных годов. Поэтому, формируя программу фестиваля, мы хотим отразить в ней тенденции развития анимации. Например, мы отмечаем в этом году юбилей фильма студии Диснея "Фантазия", и эта программа рифмуется с программой итальянского режиссера Бруно Боццетто, который сделал парафраз "Фантазии", фильм, похожий по структуре, но совершенно иной по музыкальному и графическому содержанию. Этот фильм будет частью ретроспективы Бруно Боццетто и войдет одновременно в спецпрограмму, посвященную "Фантазии", где мы также покажем сиквел "Фантазии" от студии Диснея - "Фантазия 2000". С другой стороны, у нас есть программа документальной анимации, самого актуального направления в современной мультипликации. Параллельно с ней пройдет ретроспектива студии Aardman Animations, знаменитой не только фильмами про Уоллеса и Громита, барашка Шона и "Побегом из курятника". Мы покажем ранние работы этой студии - пионера жанра документальной анимации.
Таким образом мы пытаемся на фестивале представлять самые актуальные тенденции мировой анимации.
Игорь Ковалев - ученик Федора Хитрука и Юрия Норштейна. Один из основателей школы и студии анимации "Пилот". Художник с уникальным пластическим языком. Его фильм "Молоко" получил все мыслимые и немыслимые награды. Работал в Лос-Анджелесе на студии Klasky Csupo. Единственный мультипликатор в мире, трижды удостоенный премии Гран-при кинофестиваля в Оттаве.
Российская газета: На фестивале представлена в основном авторская мультипликация. Однако в прокате сейчас побеждают полнометражные коммерческие мультфильмы. Каково положение авторской анимации в мире?
Игорь Ковалев: Коммерческая анимация полностью задавила авторскую. И это верно не только для России, но и для всего мира. Советский Союз был счастливой страной, в которой до 80-х годов можно было свободно заниматься авторской анимацией. Был "Союзмультфильм", появилась студия "Пилот", так или иначе, но эти студии производили именно авторскую анимацию. Да, это были в основном фильмы для детей, но это не мешало режиссеру самовыражаться. За границей этого давно нет.
На "Союзмультфильме" работать было просто. Есть у режиссера идея, есть сценарий, ты с ним приходишь и тебе дают финансирование. Так действовал Норштейн и Хитрук. Давали возможность работать всем, даже дебютантам. За границей такой подход просто невозможен. Да, там снимают анимационные сериалы для телевидения, существует коммерческая полнометражная анимация, то, что называется entertainment. Но за рубежом в первую очередь оценивается коммерческий потенциал анимационной картины, и финансовую поддержку получает только то, что можно хорошо продать.
Меня сейчас удивляет то, что в нашей стране с такой богатой анимационной школой, с культурой анимации, ведь были же и у нас великие развлекательные фильмы как "Золотая антилопа", "Снежная королева", нет производства мультипликационных телесериалов. А на мультсериалы существует огромный спрос. Но в российский эфир выходят считаные работы: "Смешарики", "Лунтик", "Маша и медведь". Этого очень мало. Когда я преподавал на Тайване, то уяснил для себя, что даже этот маленький остров производит огромное количество сериалов каждый год.
РГ: Вы - один из основателей студии "Пилот" сейчас работаете за границей. Многие молодые мультипликаторы делают подобный выбор. Чем это обусловлено?
Ковалев: Я приезжал показывать фильмы в США и познакомился с владельцем студии Klasky Csupo, они делали "Симпсонов", первый сезон мультсериала "Ох уж эти детки". Меня просто пригласили на работу. До этого я работал в России на студии "Пилот", которую мы сделали вместе с Александром Татарским и Анатолием Прохоровым. Все у нас было хорошо, и я верил, что уезжаю в Америку только на год. И вот - прошло уже 19 лет.
Основная тенденция последних лет - анимация стала компьютерной. Понятно, что когда ты работаешь над полнометражным фильмом или сериалом, то нужно находиться вместе с командой. Но если речь идет о короткометражках, одноминутных фильмах, которые, к примеру, снимает Алексей Алексеев в Венгрии, то можно сидеть в одиночестве, дома, в любой точке мира, и связываться с заказчиком дистанционно. В целом для авторской анимации, для короткометражных анимационных фильмов, не имеет значения, где работает режиссер. Отсылаешь часть работы партнеру, а он, в другой стране, делает свет, к примеру. Точно также происходит и работа над рекламой.
РГ: На ваш взгляд, традиция советской школы анимации сохраняется, если учесть общую компьютеризацию работы художника-аниматора и то, что большая часть российских аниматоров уезжает для работы за рубеж?
Ковалев: Конечно, сохраняется. Есть единая культура, влияние того же Хитрука и Норштейна. Я бы даже сказал, что чувствуется слишком большое влияние советской школы. Хотелось бы увидеть от молодых режиссеров более самостоятельные, свежие работы, авторские фильмы. То, что идет от самого режиссера. На фестивалях, просмотрах современной русской анимации очень мало авторских работ, в общей массе работы молодых режиссеров характеризует инфантильность. Они делают варианты кино для детей, есть в их работах многое от cartoons, и очень мало кино с внутренним надрывом, по которому видно, что режиссер прежде всего делал фильм для себя. В молодом поколении преобладает стремление к мультику, а не к серьезной анимации.