В Екатеринбурге прошел XXI фестиваль документального кино "Россия".
Отборочная комиссия отсмотрела 287 фильмов, но отобрала для участия в конкурсе лишь 28 лент.
Председатель жюри нынешнего фестиваля "Россия" Сергей Овчаров вынужден был констатировать упадок уровня современной документалистики и объяснил это сменой поколений: у молодых режиссеров много острых тем и идей для фильмов, но для их выражения не хватает мастерства. А опытные кинематографисты, наоборот, испытывают нужду в темах, хотя и обладают должным профессионализмом и опытом. В итоге хорошего кино не выходит ни у тех, ни у других.
Очевидный кризис вызван причинами весьма банальными, но труднопреодолимыми. Документальные фильмы не интересуют кинотеатры, в прокат их не пускают. Как следствие - документалисты ушли на телевидение. Но если когда-то давным-давно домашний экран еще доносил до зрителей произведения киноискусства, то сейчас "ящик" диктует правила, по которым обязан создаваться подходящий ему контент. Инаковое, нетривиальное, нестандартное кино просто не получит места в сетке вещания и тем более не будет оплачено. Жесткие требования формата выдрессировали современных режиссеров и зрителей, создав примитивный, простой, не требующий творческих усилий язык.
Каковы признаки стандартного телепродукта, подаваемого под видом документального кино? Во-первых, тема: чаще всего нам преподносится фильм-портрет, рассказывающий о жизни, судьбе, деятельности или даже об отдельной короткой истории некоего человека или группы лиц. Лучше всего, если герой будет знаменитостью. Во-вторых, психологическое наполнение: главный герой должен вызывать симпатию, быть персонажем положительным, заслуживающим нашего одобрения и сопереживания. И вообще, не нужно излишне напрягать зрителя постановкой философских вопросов, заставлять задумываться и совершать моральный выбор - это вызывает психологический дискомфорт. Телевидение само укажет нам, кто "хороший", кто "плохой" - наше дело соглашаться. В-третьих, форма: изображение должно быть простым - обязательно цветным, статичным, смонтированным просто и без "наворотов". И самое главное, телеформату необходима всем знакомая "говорящая голова" или на худой конец закадровый голос, который пояснит все детали, перескажет сюжет и донесет суть, простую как мятная жвачка.
Таким образом, один из самых популярных жанров документального кино - "портрет", упакованный по несложным правилам, стал для телевидения единственно возможным, а для зрителя - единственно понятным.
В итоге, как констатировал известный киновед Андрей Шемякин, авторское кино, говорящее на уникальном языке культуры, оперирующее ее высокими смыслами, сейчас существует чаяниями двух-трех человек. Да и сам принцип просмотра документального кино уже изменился: ушло представление о его богатых возможностях, разнообразии, множестве подходов. Это вполне отчетливо доказал фестиваль "Россия". Хотя среди документальных фильмов, представленных в конкурсе, все-таки встречались редкие исключения, отмеченные яркой оригинальностью. Таков фильм Надежды Павловой "Готов на все", герой которого развенчан автором и выставлен отрицательным персонажем, "Другая земля" Михаила Барынина, где режиссер тонко работает с эмоциональными образами. Картина Евгения Потиевского "И оглянулся я на дела свои" представляет собой личное, глубоко авторское высказывание о культуре и болевых точках современной жизни, "Мама умерла в субботу на кухне" Максима Васяновича демонстрирует выдержанность в жанре трагикомедии.
При всех достоинствах к каждому упомянутому фильму есть ряд индивидуальных претензий. Поэтому на главном фестивале документального кино в России не был вручен главный приз.