Диана Гурцкая: Я с детства привыкла жить как все и никогда не чувствовала себя хуже других

13 ноября во всем мире отмечается Международный день слепых. В канун его в Москве прошел первый фестиваль искусств для детей с нарушениями зрения "Белая трость". С  идейным вдохновителем фестиваля, заслуженной артисткой России Дианой Гурцкая встретился обозреватель "РГ".

Петь без Брайля

Российская газета:  Диана, вспомните -  когда вы поступали в 1995-м Гнесинское, там были ребята с ограничениями по зрению?

Диана Гурцкая:  Конечно, нет. Я и поступать  поехала вопреки доводам своего педагога, обещавшей мне неподъемные трудности. Но мне, однако, вспоминается  только один момент дискомфорта - в самом начале,  когда все ребята переписывали расписание, а я стояла тут же и не знала что делать. Но это быстро прошло. Я ведь с детства  привыкла жить как все и никогда  не чувствовала себя хуже других.

РГ: Чувствовали лучше?

Гурцкая: Поначалу мне все помогали,  а потом выяснилось, что те же сольфеджио, или музлитература мне даются легче - слух позволял мне  по коротким фрагментам понять, что играется, кантата Баха или  соната Бетховена. Мне давалось легко и  заучивание   наизусть, почему я никогда и не пользовалась нотной грамотой по Брайлю.

РГ: Вас  в свое время  поддержали в стремлении учиться музыке Ирма Сохадзе и Игорь Николаев.

Гурцкая:  Да, в 10 лет я спела в тбилисской филармонии вместе с  замечательной певицей Ирмой Сохадзе, а позже, увидев меня на конкурсе "Ялта - Москва - Транзит-95", мне взялись помочь Игорь Николаев и Лариса Долина. Одного желания "пробиться" не всегда достаточно, надо, чтобы рядом были люди, которые могут тебя поддержать. А представьте, как чувствовали себя юные участники нашего фестиваля, зная, что в зале их поддерживает своими аплодисментами супруга Президента России - Светлана Владимировна Медведева!

"Стиви Уандер" и другие

Гурцкая:  Я давно мечтала устроить такой фестиваль. Ведь когда выходишь к микрофону, ты  рождаешься  заново, забываешь обо всем, не чувствуешь никаких границ. Это ощущения, несравнимые ни с чем. И я очень хотела, чтобы юные артисты смогли их ощутить.

РГ:  А как шел отбор на "Белую трость"?

Гурцкая:  Многих из его участников я знаю давно. Я часто бываю в интернатах как  председатель попечительского совета фонда  "По зову сердца" (организатор фестиваля "Белая трость". - Прим. А.В.) и, конечно, помнила, что, например,  в  московском интернате N 5 для слабовидящих есть такая Лиля Исмаилова, девочка с замечательным голосом. В первом интернате для незрячих детей в Москве я несколько лет назад  увидела сестер-близняшек Артемовых, которые у нас прекрасно сыграли дуэт на рояле. Мы везли  детей из других стран - например, членов ассоциации слепоглухих "Вита" из Молдовы,  а давно знакомый мне азербайджанец Мурад Садыков своей песней о любви произвел на фестивале настоящий фурор, его сразу прозвали "кавказским Стиви Уандером".

РГ:  Вам удалось привезти на фестиваль даже "Иберию", трио из Грузии...

Гурцкая:  Да, мы долго договаривались с грузинской стороной, долго оформляли визы,  но это того стоило! Незрячие певцы Гиоргий Басилашвили, Тамара Цалкаламанидзе и Бачо Маргвелашвили спели замечательную, красивейшую грузинскую народную песню на три голоса и так публика их принимала! За кулисами ребята были счастливы до слез.

РГ:  Вы выпускали на сцену и обычных детей из ансамбля "Домисолька".

Гурцкая:  Не было ограничения ни в жанрах, и ни в участниках,  мне хотелось устроить  праздник без границ. О чем говорить, если у нас  слепоглухонемые, те, что не видят, не слышат, не говорят, танцевали на сцене вальс, и как танцевали!

Преодоление

РГ:  Диана,  вы, по-моему, своими руками строите ту самую "безбарьерную среду", которая давно создана для инвалидов на Западе, и о которой много говорится у нас.

Гурцкая: А эти  барьеры мы выстраиваем сами! Вот скажите, чувствовал ли кто-нибудь, когда на сцену выходили великие  Андреа Бочелли, Рея Чарлза или Томас Квастхофф, что эти люди в чем-то ущербны?

РГ:  Да наоборот - для зрителей в зале сразу начинался праздник.

Гурцкая:  Я всю жизнь мечтаю, чтобы дети - и слабовидящие и здоровые - в школах обучались бы вместе. Так они быстро  перестанут замечать, что чем-то различаются и будут расти, помогая один другому. Никогда не забуду момент,  когда пошла финальная песня  фестиваля, "Преодоление", и  мы все, некоторые  держась друг за друга,  вышли на сцену.  Мы стояли, пели, и ко мне пришло ощущение, что для нас нет преград, нет барьеров.

Кстати

История Белой трости, как символа слепоты,  началась в 1921-м. Джеймс Биггс из английского Бристоля  после несчастного случая потерял зрение и  стал, как все слепые, учиться  ходить, ощупывая путь тросточкой. Вскоре он понял, что его трость никто не замечает, покрасил ее в белый цвет  - и она стала видна всем. Новшество подхватили незрячие не только Англии, но и всей Европы, Америки, а позднее и России. Международный день Белой трости, символа незрячего человека, был установлен в США 15 октября 1970 года по инициативе Международной федерации слепых. Всероссийское общество слепых присоединилось к проведению Дня белой трости в 1987 году.