27.10.2010 23:42
    Поделиться

    Переправы через дальневосточные реки сковали холода

    С наступлением холодов число паромов на переправе, соединяющей берега Лены вблизи Якутска, резко сократилось, зато поднялись тарифы.

    Очередь на правый берег

    Великая река делит Якутию на две части. С правого берега по федеральной трассе можно проехать в любую точку России. Но чтобы попасть на этот берег, жителям левобережья надо форсировать Лену. Сейчас, когда по реке пошла шуга, переправа стала труднодоступной и дорогой.

    Летом переправиться через реку на "Волге" или иномарке подобного класса можно было за 357 рублей. Теперь тариф вырос до 1100 рублей. А для владельцев большегрузных автомобилей стоимость 15-километрового проезда на пароме сейчас зашкаливает за 30 тысяч.

    Компания-перевозчик оправдывает этот скачок многими обстоятельствами. Когда мороз достигает 10-15 градусов, значительно повышается расход топлива. Приходится постоянно обновлять обледеневающие подъезды к берегам. Кроме того, плавание по обмелевшей реке, несущей льдины, сопряжено с большими сложностями. Поэтому, если летом на трех переправах в районе Якутска работали маленькие частные паромы, способные взять на борт 5-6 автомобилей, ныне вся эта "мелочь" ушла в затоны. Действует лишь одна переправа, и у перевозчика на ней не осталось конкурентов.

    Впрочем, людей, которым во что бы то ни стало надо перебраться на противоположную сторону, возросшие тарифы не останавливают. В иные дни на обоих берегах реки скапливаются огромные очереди.

    - Со вчерашнего утра с напарником стоим, - устало говорит водитель "КамАЗа". - Думали, попадем сегодня на последний паром. Но, видимо, придется коротать на этом берегу еще одну ночь. Может, и успели бы, да таксисты то и дело норовят пролезть без очереди.

    Таксисты, курсирующие на уазиках-"буханках" между Якутском и селами заречных улусов, вовсю используют высокую проходимость машин. Пока организаторы переправы выстраивают очередь на подъездной дороге, они успевают проскочить на паром по обледенелой кромке берега. И даже если застревают в ледяном крошеве или на высоком бруствере, пассажиры, не желающие ночевать на берегу в тесном автомобиле, заносят его на аппарель буквально на руках.

    Опасная практика

    - Сейчас на линии действуют три парома и буксир ледового класса с баржей, - рассказывает главный диспетчер компании-перевозчика Лариса Перминова. - День короткий, а работать можно только в светлое время суток, отсюда и очереди. Будем перевозить машины до тех пор, пока позволят глубины и ледовая обстановка. Однако даже после того, как река практически встанет, переправа не остановится. На смену нам придут речники из Жатая, имеющие возможность использовать для сопровождения своих паромов ледокол. Но там тарифы будут и вовсе "трехэтажными".

    В периоды ледохода и ледостава на Лене люди и предприятия вынуждены подстраиваться под ледовую ситуацию, но она каждый год меняется. В нынешнем шуга пошла на неделю раньше обычных сроков. Из-за этого многие якутяне, уехавшие в отпуск на автомобилях, рискуют вернуться в то время, когда паромную переправу уже закроют, а ледовой еще не будет. В таких случаях машины оставляют у знакомых или родственников, а сами перебираются на противоположный берег пешком.

    В Якутске в это время возникают сложности со скоропортящимися продуктами. Часто бывает, что на противоположном берегу стоят фуры, под завязку груженные такими товарами, но доставить их в город возможности нет. Некоторые коммерсанты, не дожидаясь открытия официальной ледовой переправы, по тонкому льду набивают через Лену "партизанские" дороги и перевозят продукты маленькими грузовичками. Но это всегда опасно - редкий год обходится без трагедий.

    В прошлом году по перволедью под воду ушел уазик, водитель погиб. Когда спасатели прибыли на место происшествия, они обнаружили рядом с полыньей еще один вмерзший автомобиль, который, к счастью, провалился на мелководье. Замерили толщину льда - она составила всего семь сантиметров.

    Паромная переправа во льдах через мелеющую Лену тоже небезопасна. Бывали случаи, когда груженные машинами и людьми теплоходы садились на мель посреди реки, и на спасательные работы уходили многие часы и даже дни, поскольку большая часть плавсредств в это время уже находится на зимнем отстое. А прошлой осенью два парома не смогли разойтись в тумане. Водителя одной из машин выбросило за борт.

    Местные власти и компании-перевозчики делают все для того, чтобы переправа действовала как можно дольше. Но кардинально эта проблема будет решена только со строительством моста, которое запланировано ориентировочно на 2015 год.

    Остров в межсезонье

    С такими же проблемами два раза в год сталкивается на Амуре население Большого Уссурийского острова. По паспорту островитяне считаются жителями Индустриального района краевого центра.

    Осенняя "блокада" обычно длится здесь около месяца. Пока не пройдет шуга и не окрепнет лед, Большой Уссурийский недоступен. Только в экстренных случаях на острове приземляются вертолеты МЧС или санавиации.

    На период межсезонья население острова сокращается примерно вдвое - уезжают дачники, большинство школьников перебираются в Хабаровск к родственникам, а те, у кого работа в краевом центре, оседают на временных квартирах в городе. На берегу Чумной протоки остаются владельцы хозяйств да местные старики. Сейчас они заготавливают впрок продукты.

    - Вот у меня рис, вот сахар, вермишель, маргарин, окорочка, а вот и хлеб, - демонстрирует свои закрома Наталья Огаркова.

    Запасы мороженого хлеба местные жители складывают штабелями в большие баки и выставляют на улицу. Перед подачей на стол буханки отпаривают на водяной бане. Вкус, что называется, на любителя. В островном магазине хлеба на все время отстоя, так тут говорят про межсезонье, не хватает.

    - Нашей вины перед людьми нет, - оправдывается владелец торговой точки Андрей Обухов. - До последнего момента, пока погода позволяет, буду доставлять продукты через Амурскую протоку сначала на моторной лодке, потом на самоходной тележке. Однако на тонкий лед выходить не рискну - бизнес бизнесом, но жизнь дороже.

    В советские времена Амурское бассейновое управление судоходства держало на острове пекарню, а самые необходимые продукты завозили сюда централизованно. Сейчас островной завоз обеспечивают пенсионеры с авоськами да два предпринимателя.

    Домой временно съехавшие островитяне вернутся уже по льду. Устройством и содержанием ледовой переправы занимается хабаровское управление автомобильных дорог. Сотрудники УВД по Хабаровскому краю будут обеспечивать общественный порядок на переправе и следить за тем, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Впрочем, сообщение с краевым центром начинается здесь задолго до официального открытия ледовой трассы.

    - У нас нет в Хабаровске родственников, мой сын каждый день ходит в школу в город через реку в районе улицы Радищева. Говорят, эта переправа опасна. Но официальная "ледяная дорога" открывается поздно, и она очень далеко, - говорит проживающая на острове Ольга Александрова.

    Накануне переправа на Большой Уссурийский закрылась - военные дорожники сняли понтонный мост, и автомобильное движение через Амурскую протоку прекращено. Еще неделю на остров можно будет попасть на речном трамвайчике, а потом начнется осенняя "блокада".

    Компетентно

    Николай Фатеев,сотрудник Службы спасения Республики Саха (Якутия):

    - На печальном опыте трагедий выработаны критерии минимальной безопасной толщины льда, которые важно знать. Одного человека может выдержать семисантиметровый лед, но для организации пешей переправы его толщина должна быть не менее 15 сантиметров, а для проезда легковых автомобилей - не менее 30-ти.

    Прежде чем выходить на тонкий лед, надо знать признаки его прочности и слабости. Более прочен прозрачный лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее семи сантиметров. Самый непрочный и опасный - тот, который покрыт толстым слоем снега. Если лед слабый и после удара пешней или палкой пробивается, следует немедленно остановиться и идти обратно по своим следам.

    Опасные участки нужно преодолевать в присутствии страхующего, двигаясь по льду скользящим шагом. Особую осторожность необходимо проявлять после снегопада, поскольку снег скрывает трещины, полыньи и проруби, а лед под заносами всегда намного тоньше. В таких случаях следует передвигаться с шестом, проверяя им лед на прочность.

    Приближаясь к опасному участку на лыжах, надо расстегнуть крепления, а лыжные палки взять в одну руку. В случае необходимости вы сможете быстро освободиться от лыж, а с помощью палок легче выбраться из полыньи.

    Важно

    Если вы угодили под лед, нужно придерживаться испытанных правил:

    1. Сразу зовите на помощь. Постарайтесь не погружаться в воду с головой.

    2. Наползайте на край полыньи, раскинув руки в стороны.

    3. Забросьте на лед ногу и сначала откатывайтесь от полыньи, а потом проползите подальше - желательно, по своим следам.

    4. Не отдыхая, бегите к ближайшему жилью.

    5. Никогда не паникуйте: почти 90 процентов людей выбираются из подобных ситуаций.

    6. А главное правило - не рискуйте и не выходите на неокрепший лед.

    Узнать об условиях и сроках паромной переправы через Лену можно по телефону 8 (4112) 21-85-35.

    Поделиться