"Лошадиная терапия" помогает белгородским детям-инвалидам

В свои 13 лет Вася уже считается зрелым мужчиной.

Его карьера движется вверх: он может стать главной фигурой в восстановительном реабилитационном центре. И это все притом, что Вася - обыкновенный "местнопородный" мерин.

Вот уже несколько лет подряд Вася выходит на тренировочную площадку без сбруи - только в попонке. Такая у него униформа. А работает он доктором - помогает физиотерапевтам в лечении больных детским церебральным параличом. К Васе приставляют лесенку, по которой на спину терпеливого коня забирается юный пациент. Дальше занятия могут проходить по-разному: с теми, у кого болезнь протекает не очень тяжело, инструктор выполняет специальные упражнения, а иногда ребенку достаточно хотя бы удержаться на спине животного, почувствовать его тепло.

Флегматичный конь не делает резких движений, изредка поводит ушами и терпеливо нарезает ровные круги по площадке. Но таким уравновешенным Вася был не всегда. Если верить специальному паспорту и табличке на стойле, нашего героя вообще-то зовут Вихрем. Именно за неугомонность его так назвали, именно за это и отправили на бойню первые хозяева: не смогли совладать со своенравным конем. На вопросы о двух годах жизни до попадания на мясокомбинат Вася-Вихрь не отвечает, стало быть, и нам рассказать об этом нечего. От "превращения в колбасу" Васю спас директор мясокомбината, оказавшийся любителем лошадей: позвонил в белгородскую конноспортивную школу и предложил забрать животное.

Коня в КСШ полюбили и даже дали второе имя. "Спит он, как Вася, а просыпается, как Вихрь!" - рассказывают инструкторы. Судя по их отзывам, спортсмен из Васи получился неплохой: полутораметровые препятствия удавалось брать, несмотря на то, что в холке конь даже чуть ниже этой отметки. Но тут судьба копытного снова круто повернулась.

- Да там ерунда была - свищ! - рассказывает директор конноспортивной школы Белгородского госуниверситета Николай Лукьянов. - Вычистили Ваське все, подлечили, но надо было подождать, чтобы копыто заново отросло. Человека же не убивают, если у него ноготь отломился? Вот! А Ваську мне предлагали выбраковать. Знаете, что такое выбраковка? Это когда безнадежно больную лошадь, которую невыгодно лечить, отправляют… ну вы понимаете куда. А я сказал, что не пущу Ваську на колбасу!

И не пустил. Девять месяцев, а может быть, и год - сейчас уж никто и не помнит точно - конь простоял на конюшне без дела, восстанавливая больное копыто. А после выздоровления вновь сменил профиль.

- Рост - от 145 до 155 сантиметров в холке, комплекция - "сбитая", характер - спокойный и терпеливый, животное не должно кусаться или лягаться, - перечисляя качества, обязательные для лошади-иппотерапевта, инструктор Настя словно составляет словесный портрет Вихря. Он единственный из сорока скакунов, имеющихся в конноспортивной школе, подошел три года назад для исследования белгородских ученых. Кафедра медико-биологических основ физической культуры тогда поставила эксперимент по иппотерапии - то бишь "лечению лошадьми". А своеобразным "инструментом" исследования стал не кто иной, как уже известный нам Вася.

Методика лечения основывается на том, что лошадь с ровным ходом (что тоже является критерием отбора копытного "доктора") способна передавать ребенку полезные импульсы при движении, помогать в упражнениях. Недавно ученые даже выдвинули гипотезу, что взаимодействие лошади с человеком влияет на биополя и состав крови обоих. Больному становится легче, а вот животное "впитывает" в себя негативную энергетику. Пока эти предположения проверяются, в конноспортивную школу звонят благодарные родители: состояние детей улучшается!

В будущем у конноспортивной школы появится крытый манеж, чтобы лечить детишек круглый год. А пока Вася-Вихрь, с гордым видом дефилируя по тренировочной площадке, помогает подросткам учиться верховой езде.

Ракурс

Несколько лет назад студентка физкультурного факультета БелГУ Яна Тарабан рассказала заведующей кафедрой медико-биологических основ физической культуры Виктории Климовой, что ее родители, которые живут в селе, держат в хозяйстве лошадь. Виктория Константиновна предложила изучить литературу, в которой рассказывается, как лошади помогают людям с отклонениями в развитии. Вместе составили программу - и студентка приступила к занятиям. Первым пациентом стал четырехлетний малыш с диагнозом - аутизм. Ребенок практически не реагировал на окружающих, едва мог передвигаться и с трудом держался на слабых ножках. Успех иппотерапии превзошел все ожидания. К десятому занятию на лошади малыш встал на ноги, а к двадцатому и вовсе начал бегать. Более того, маленький пациент преодолел страх общения: сначала стал общаться с лошадью, а затем и с ее владелицей.

- Получив столь обнадеживающие результаты, мы обратились за помощью к коллегам-медикам, - рассказывает Виктория Климова. - Они подобрали для нас группу ребят с тяжелой формой детского церебрального паралича, которым традиционное лечение уже не помогало. Мы подключили к проекту сотрудников нашей кафедры, написали и выиграли грант на исследование, а сотрудники конноспортивной школы помогли подобрать иппотерапевтическую лошадь - того самого Вихря.

Первые результаты отметили сами родители: у детей улучшался сон и аппетит. В свою очередь медики отмечали нормализацию тонуса мышц у больных детей. Специалисты объясняют успех сочетанием двух факторов. Во-первых, лошадь - это своего рода "живой тренажер". Ребенка сажают не на седло, а на специальную подстилку из овечьей шерсти - чтобы обеспечить максимальный контакт с животным. При катании у юного наездника повышается мышечный тонус и улучшается координация движений. Иной раз после сеанса можно видеть, как больной малыш пытается покормить Вихря, протягивая морковку скрюченной рукой, которая до этого вообще не двигалась, а конь аккуратно берет угощение губами. А однажды какой-то ребенок посреди занятия разогнул сгорбленную спину и попытался запеть - так он выражал свой восторг.

Во-вторых, специалисты не оставляют без внимания и психологический фактор. Больной ребенок, которого посадили на лошадь, смотрит на мир сверху вниз и видит вокруг себя не людей в белых халатах, а чистое поле с травами, насекомыми и птицами. Как правило, после двадцати занятий, каждое из которых длится не более получаса, состояние больного ребенка меняется в лучшую сторону.

Олег Шевцов, Белгород