Светлана Болышева: На уральском рекламном рынке выживают универсалы

Более половины уральских работодателей не представляют, как строится работа в их службах маркетинга, рекламы и связей с общественностью. А у тех, кто представляет, нет четких профессиональных стандартов применительно к маркетологам, рекламистам и пиар-менеджерам.   

При этом службы по связям с общественностью есть в структуре практически всех крупных компаний Уральского федерального округа. Рекламисты и маркетологи появляются и на предприятиях среднего бизнеса, а у уральских "малышей" их роль зачастую исполняет директор компании. Об особенностях рынка труда, парадоксах профессионального образования и специфике уральского пиара корреспондент "РГ" беседует с деканом факультета связей с общественностью и рекламы Уральского государственного университета Светланой Болышевой.

Российская газета: Светлана Александровна, как меняется потребность уральских работодателей в услугах специалистов по связям с общественностью?

Светлана Болышева: Рынок деловых коммуникаций начал формироваться на Урале с началом перестройки. С тех пор в регионе появилось большое количество специализированных фирм, службы маркетинга и целые департаменты коммуникаций есть теперь практически на всех предприятиях и в учреждениях. Потребность в таких сотрудниках начали удовлетворять вузы. Только наш факультет ежегодно выпускает 80-100 дипломированных специалистов рекламы и пиара. Потом пришел кризис, и мастера деловых коммуникаций тоже столкнулись с проблемой безработицы. Наиболее востребованными стали сотрудники-универсалы, способные совмещать функции маркетологов, рекламистов и пиар-мене­джеров, а не узкие специалисты.

РГ: Учитываются ли запросы работодателей в период подготовки таких специалистов?

Болышева: Разумеется. Изучая зарубежный опыт, мы ориентируемся на новый профиль работника коммуникационной сферы, способного продуктивно использовать разные виды коммуникаций: рекламу, промоушн, паблик рилейшн, мерчандайзинг, спонсоринг, Интернет и еще многое другое. Иными словами, ИМК - интегрированные маркетинговые коммуникации. Это подход, который позволяет объединять все методы воздействия на потребителя в русле единой концепции. В частности, превращения товарной марки в бренд, который будет обеспечивать добавленную стоимость товару или услуге. Не случайно в стандарте третьего поколения учебный план бакалавра рекламы и связей с общественностью предусматривает целый модуль - интегрированные коммуникации.

РГ: Какие трудности возникают при взаимодействии вуза с работодателями?

Болышева: Сейчас их меньше. К управлению компаниями и организациями в последние годы приходят специалисты нового поколения, знающие цену грамотным коммуникациям. А вот в вопросах методологии обучения мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Дело в том, что образовательные стандарты третьего поколения разработаны… раньше самих профессиональных стандартов. Последних попросту в России нет. Этим никогда не занималась Российская ассоциация по связям с общественностью. Даже на международном уровне Минимальные стандарты качества в PR в первый раз попытались разработать только в 1997 году. И вряд ли с этими стандартами знакомы все практики.

В ноябре у нас пройдет конференция, посвященная интегрированным маркетинговым коммуникациям, где мы постараемся получить ответы на эти вопросы. Заявки на участие подали свыше 60 докладчиков. Впервые среди них много студентов последних курсов разных вузов России.

РГ: А насколько у нас развита практика социального и бизнес-заказа на подготовку специалистов этой сферы?

Болышева: Формально социальный заказ существует - в форме количества бюджетных мест в том или ином вузе. Однако в этом вопросе никогда не существовало определенной государственной политики. Поскольку спрос на рекламистов и специалистов по связям с общественностью достаточно высокий, вузы легко справляются с их подготовкой на условиях компенсации затрат на обучение.

Платное обучение за счет работодателя - явление чрезвычайно редкое. О массовом опыте в этом деле мне, к сожалению, неизвестно. Исключением являются корпоративные заказы на профессиональную переподготовку, которые доводилось выполнять и нашему факультету. Например, в течение ряда лет обучали персонал департаментов связей с общественностью крупных предприятий Свердловской, Челябинской областей, ХМАО и других регионов.

Почему бизнес не заказывает подготовку специалистов? Главные причины: низкая деловая культура, недооценка роли маркетинга, рекламы и пиара, нечеткие представления самих работодателей о профиле таких специалистов, нежелание рисковать финансами. В связи с этим трудно переоценить роль перехода вузов на стандарты третьего поколения, которые позволят резко повысить мотивацию работодателя в подготовке бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью.