В Екатеринбурге юристы раскритиковали современные меры борьбы с коррупцией

В Екатеринбурге состоялась всероссийская юридическая конференция, участники которой обсудили эффективность мер по борьбе с коррупцией.

Как известно, в мире существует две модели противодействия этому злу - гонконгская и шведская. Первая подразумевает жесткие административные меры в отношении служащих, допускающих злоупотребление своим положением. Вторая, напротив, максимальное повышение престижа и дохода чиновников (во избежание соблазна брать взятки). Россия, судя по всему, идет по китайскому пути, но как всегда, пытается изобрести велосипед.

По мнению Сергея Хазанова, директора научно-исследовательского центра правового обеспечения административной реформы, правового мониторинга и антикоррупционной экспертизы, государство в качестве главной мишени почему-то избрало нормативную базу. И вся борьба с коррупцией фактически выливается в ретроспективный анализ документов на наличие коррупциогенных факторов.

- Во главу угла ставится статистика: количество проведенных проверок, возбужденных дел, дисциплинарных взысканий чиновникам. Все это, на мой взгляд, мало отражает объективную ситуацию, - отмечает он. - Число законов о противодействии коррупции растет, а эффективность их вызывает сомнение. Зачем плодить нормативные акты в субъектах РФ и муниципалитетах, на 80 процентов дублирующие федеральный закон? Зачем нужны типовые антикоррупционные планы? Зачем утверждать в каждом органе исполнительной власти положение об антикоррупционном комитете и перечень должностных лиц с повышенными коррупционным рисками, ведь даже в Италии вы не найдете "официального списка мафиози".

Нормотворчество и экспертиза в одном лице малоэффективны, считает заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Кроме того, он считает, что методика, предложенная правительством РФ, слишком жесткая:

- Мы проверили 167 приказов, выпущенных ФСФР с 2004 года. Выявили 18 негативных фактов - все они были связаны с употреблением слова "вправе". Нам предложили заменить его на "могут", хотя мы не видим особой разницы. Невозможно полностью убрать из документов оценочные понятия.

По мнению Сергея Хазанова, экспертиза правовых актов должна быть всего лишь вспомогательным средством, а основным - мониторинг деятельности госслужащих, причем он не должен носить делопроизводственный характер (замыкаться на изучении отчетов и справок) и проводиться теми же людьми, которых проверяют, т.е. руководителями органов власти.

Это особенно важно с точки зрения международного имиджа России: сегодня в нашей стране нет единой системы мониторинга, которая базировалась бы на анализе статистики, соцопросах и научных исследованиях. Между тем зарубежные организации относятся к ареалу СНГ предвзято. По их данным, антикоррупционный индекс России всего 2,7 (после нас - только Украина и Бангладеш), тогда как в Финляндии он 9,7. По мнению отечественных экспертов, это связано с некачественным сбором информации: если в Европе исследования проводятся 16 раз в год, то у нас лишь один-два раза, выбор респондентов очень ограничен: чаще всего опрашивают тех, кто потенциально страдает от чиновников, - мигрантов, малый и средний бизнес. Часто вопросы не нацелены на то, как исправить ситуацию.

- Коррупцию нельзя искоренить только силами органов власти, не менее важна роль институтов гражданского общества. Надо формировать нетерпимость по отношению к чиновникам-коррупционерам как в профессиональной среде, так и у граждан, - подчеркивает Сергей Устьянцев, помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО.

В качестве таких институтов могут выступать общественные палаты, саморегулируемые профессиональные объединения, многие из которых уже активно участвуют в процессе очищения общества от коррупции.

К сожалению, по мнению одной из участниц, на конференции почти ничего не говорилось о роли предпринимательства в борьбе с коррупцией. А зря. Ведь именно бизнес - один из адресатов коррупционных действий. И, помимо формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, предпринимателям важно знать свои права и пределы полномочий должностных лиц, реальные, рабочие схемы противодействия взяточничеству и злоупотреблениям чиновников.

Комментарий

Игорь Манылов, заместитель министра экономического развития РФ, председатель правления АЮР:

- Члены Ассоциации юристов России уже участвуют в работе многих общественных советов при федеральных органах власти, квалификационных институтов судебной системы. В перспективе мы хотим расширить это присутствие до таких пределов, чтобы можно было влиять на кадровые решения. Мы понимаем, что с нас за это серьезно спросят, поэтому будем отслеживать и оценивать работу аттестованных специалистов. В частности, вести мониторинг, который покажет, сколько совершается правонарушений, порочащих честь юристов. Таких людей мы хотим подвергать профессиональному порицанию.

Между тем

По данным Генпрокуратуры, за девять месяцев 2010 года в УрФО было пресечено 4,8 тысячи нарушений законодательства о противодействии коррупции, при этом количество исков о признании незаконными правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, возросло на 63,6 процента, а число чиновников, привлеченных к ответственности, - на 30,2 процента. На 11,5 процента больше было выявлено преступлений против государственной власти и интересов службы, на 38,8 процента - фактов корыстных злоупотреблений должностных лиц. Число уголовных дел по фактам получения взяток увеличилось на 50 процентов и составило 942.