Почти пятнадцать лет в Казани работает цирковая школа. За это время ее воспитанники добились самых престижных наград, но так и не дождались поддержки от местных властей.
Град наград
Очередную победу ученики Детской цирковой школы РТ одержали совсем недавно в Ижевске на международном конкурсе детско-юношеских цирковых коллективов "Золотой круг манежа - 2010". Двенадцатилетняя Елизавета Королева заняла первое место в средней возрастной категории с номером "Воздушная гимнастка на трапеции". А семнадцатилетняя Мария Шемякина стала лучшей в старшей возрастной группе с номером "Воздушная гимнастка на полотнах".
Кстати, два года назад казанцы уже получали золото на этом конкурсе. Да и вообще, призами их не удивишь. Вся стена в кабинете художественного руководителя Казанской цирковой школы Ильдара Игумнова увешана всевозможными дипломами. Среди них награды самых престижных цирковых фестивалей в Монте-Карло, Париже, Москве. Обо всех этих победах Ильдар Игумнов говорит не только с гордостью, но и с чувством горечи и обиды. Омрачает радость от успехов за рубежом ощущение ненужности у себя в республике. А ведь создавалась эта школа специально для развития циркового искусства в Татарстане по инициативе Министерства культуры РТ.
Куда уехал цирк?
Как поясняет Игумнов, в советское время каждая союзная республика имела свой цирковой коллектив, и Татария, хотя и была автономной, тоже решила не отставать. Власти вложили большие деньги в создание цирка Татарстана, пригласили артистов, спортсменов, режиссеров, купили и привезли зверей. В итоге он стал одним из лучших в СССР. Но затем коллектив распался, поскольку не было базы, то есть цирковой школы. Если артист выбывал из цирка по каким-то обстоятельствам, его некому было заменить. Спустя пятнадцать лет, в 1996 году, министр культуры РТ Ильдус Тарханов и директор Казанского цирка Дамир Шарифуллин решили возродить цирк Татарстана, но уже с учетом прежних ошибок. Была открыта Республиканская детская цирковая школа.
До этого момента подобных учреждений в России не существовало, работали только цирковые студии, кружки при Дворцах культуры. Ильдар Игумнов сам разрабатывал учебную программу и пришел к выводу, что для подготовки профессионала необходимо семь лет обучения. Чтобы стать настоящим цирковым артистом, нужно пройти три учебных заведения. Сначала это цирковая студия или школа, затем цирковое училище в Москве, а после - специальная студия по подготовке профессиональных номеров. В казанской школе все эти три этапа объединили. Предполагалось с выпуском первых артистов создать новый цирк Татарстана.
- И тут произошла осечка, - вспоминает худрук цирковой школы. - У правительства не нашлось на это средств. Когда подошло время выпуска, моих воспитанников стали приглашать в различные цирковые коллективы, российские и зарубежные, но я никого не отпускал, надеялся, что ситуация изменится. Мне пришлось создавать, по сути, нелегальный Молодежный цирк Татарстана. Просто на общественных началах. Думал, он потом превратится в государственный цирк, люди начнут получать зарплату. У меня была мечта создать национальную программу "Шурале". Но шли годы, а вопрос не решался. Наконец я сказал своим выпускникам: "Ребята, Татарстану вы не нужны". И отпустил их. Двадцать человек теперь работают в лучших цирках мира, трое из них - в Цирке дю Солей.
Золотые кадры
Весной 2011 года Казанская цирковая школа будет отмечать свое пятнадцатилетие. А цирка, для которого создавалась эта кузница кадров, по-прежнему нет. Ильдар Игумнов вопреки всему готовит очередной выпуск, как он сам говорит: "Чтобы руки не опускались".
Впрочем, если республике наши артисты не нужны, то за рубежом, да и в Москве, они ценятся высоко.
- У меня все выпускники нарасхват, - поясняет Ильдар Игумнов, потому что они универсалы, владеют всеми цирковыми жанрами. - В школе преподают хореографию, танец, акробатику, воздушную гимнастику, гимнастику в партере, актерское мастерство. Заниматься у нас очень сложно, но "товар" выпускаем штучный.
Ребята занимают призовые места на конкурсах профессионалов за рубежом. Причем, кроме них, там не представлено ни одного детского коллектива из России. А ведь туда съезжаются импресарио со всего мира и отбирают лучших. Как только артист побеждает, сразу возрастает его цена. Например, в 2003 году на конкурсе "Цирк завтрашнего дня" в Париже шестнадцатилетняя гимнастка Лейсан Гаязова завоевала серебро. К Ильдару Игумнову сразу обратился импресарио из Цирка дю Солей с предложением заключить контракт с девушкой. И очень удивился, когда тот ему отказал, сославшись на то, что она еще ученица цирковой школы. Ведь выступала та на профессиональном уровне. Впрочем, окончив школу, она все же заключила контракт со знаменитым цирком.
- Обидно, что Татарстан тратит огромные деньги на покупку иностранных спортсменов, но не находит средств на создание собственного циркового коллектива, - сетует Ильдар Игумнов, - ведь тех миллионов, которые тратят на приобретение только одного легионера, всей цирковой школе хватило бы на сто лет! По моим подсчетам, в год нам необходимо три миллиона рублей.
В настоящее время в Республиканской детской цирковой школе обучается 180 человек. В основном это ребята из небогатых семей. Плата за обучение символическая - 200 рублей за месяц. Как шутит Ильдар Игумнов: "Нам нужны дети талантливые, а не богатые".