28.10.2010 23:20
    Поделиться

    Почти треть запчастей для самолетов - откровенная "липа"

    Почти все поддельные детали самолетов обнаруживают себя только в небе

    "Вопиющей и нетерпимой" назвал ситуацию с использованием поддельных запчастей при ремонте и техобслуживании гражданских и военных самолетов вице-премьер Сергей Иванов.

    Вчера, в Федеральной таможенной службе, на конференции, посвященной качеству продукции в авиационной промышленности России и предотвращению поставок контрафактных комплектующих он привел только несколько примеров катастроф, случившихся в 2008-2009 годах с вертолетами Ми-8 (в Волгоградской области, а также за рубежом - в Кандагаре и Либерии). В общей сложности тогда погибло 25 пассажиров и членов экипажей. Причины - разрушение лопастей рулевого винта, когда ремонтные предприятия устанавливали "левые" лопасти, а также выработавшие все сроки двигатели и двигатели, которые не предусмотрены техническими условиями на данные типы вертолетов. Такая ситуация сложилась не сегодня и даже не вчера, напомнил Иванов. Поддельные запчасти начали поступать в российские авиакомпании с середины 90-х годов, когда приказала долго жить централизованная система снабжения гражданской авиации. И сегодня, по данным минтранса, из проверенных на подлинность более 60 тысяч изделий выявлено почти 10,5 тысячи изделий-двойников, более 3 тысяч запчастей, по которым нельзя определить предельный срок их эксплуатации, почти 2 тысячи деталей - выпуск которых не подтвержден предприятиями-изготовителями.

    То есть почти треть деталей не проходили никакого контроля на соответствие качеству и были откровенной "липой". Это смертельная статистика, представляющая реальную угрозу безопасности полетов, подчеркнул Иванов. По его словам, этому способствует сложившаяся система, когда, к примеру, на авиаремонтных заводах самостоятельно изготавливаются детали, копирующие оригиналы, а на склады поступают агрегаты ко всем типам самолетов, что позволяет авиаремонтникам задешево проводить ремонт авиатехники, чтобы продлить сроки ее эксплуатации. Эксперты замечают, что зачастую отечественные контрафактные детали "клепаются" и в так называемые "третьи смены", когда во внеурочное время производится неучтенная продукция, которая затем сбывается, минуя все легальные каналы. Иванов же привел пример с серыми схемами в межкооперационных связях России с украинскими и латвийскими коллегами. Несмотря на то что в этих странах авиазапчасти не производятся, они умудряются торговать ими и выигрывать тендеры на поставку запчастей, которые потом объявляются в России.

    Миной замедленного действия назвал вице-премьер и федеральный закон о госзакупках. "Благодаря" ему добросовестные приобретатели - а к ним Сергей Иванов отнес госкорпорацию "Ростехнологии" - даже подозрительные запчасти вынуждены покупать только на конкурсах и только по минимальной цене. Иначе придет прокуратура и наложит санкции. "Закон надо корректировать, от этого зависит жизнь пассажиров", - сказал Иванов. А еще, по его словам, Россия теряет репутацию на внешних рынках, поставляя иностранным заказчикам российских воздушных судов подпорченный товар. И все это в рамках государственного оборонного заказа и экспортных поставок, которые вызывают претензии заказчиков военной и специальной техники. Только в 2009 году на продукцию отечественного самолетостроения было получено более тысячи рекламаций. И 70 процентов из них связано с низким качеством комплектующих изделий.

    Большое количество поддельных авиакомплектующих ввозится и из-за рубежа. Только за два последних года таможенники возбудили 19 уголовных дел и более 300 дел - об административных правонарушениях. Как пояснил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, на самом деле контрафакта проходит гораздо больше. И причина в том, что эти сложные авиационные детали трудно администрировать. По его словам, ни одно из предприятий-изготовителей - правообладателей - не представлено сегодня в специальном таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Это притом, что в реестре активно регистрируются носители брендов и это позволяет таможенникам контролировать легальные каналы перемещения их подлинных товаров, защищать Россию от подделок продовольствия, бытовой техники, одежды, автомобильных запчастей.

    Бельянинов привел пример с Пулковской таможней, когда были задержаны при вывозе из России в Польшу "левые" вертолетные агрегаты, у которых даже в процессе таможенного контроля буквально начали отваливаться отдельные части. Глава ФТС сообщил о предложениях таможенников к производителям авиазапчастей. "Было бы хорошо, если бы в этой сфере действовала саморегулируемая организация, которая обладала бы универсальным знаком качества для производителей комплектующих. И его наличие разрешало бы их ввоз и вывоз. Это помогло бы решить хотя бы часть проблем контроля на таможне.

    Между тем во время "закрытой" части конференции заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров представил законодательные инициативы в сфере стандартизации запасных частей.

    Уже в ноябре минпромторг, Федеральная таможенная служба и другие заинтересованные ведомства представят в правительство программу срочных мер, исключающих использование на отечественных воздушных судах, как гражданских, так и военных, "неродных" комплектующих.

    Поделиться