Одно из ведущих мест в недавно утвержденной правительством РФ Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года занимает Ставропольский край.
Из 106 проектов Стратегии СКФО треть - с участием Ставрополья, четверть из них признаны приоритетными. Как в столичном регионе округа идет их реализация, корреспонденту "РГ" рассказал губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский.
Российская газета: Валерий Вениаминович, в Стратегии СКФО расписаны такие ключевые направления, как промышленность, транспорт, туризм и другие. За что возьметесь в первую очередь?
Валерий Гаевский: Сразу расставлю точки над "и". Стратегия - это прежде всего цели и задачи, которые должны лечь в основу государственной программы развития округа, предусматривающей финансирование проектов. Стратегия задает приоритеты, а программа работает над их реализацией. Федеральное правительство поставило задачу до конца текущего года сформировать эту программу. Мы, со своей стороны, помимо программно-целевой работы, параллельно, не дожидаясь поступления федеральных средств, уже продвигаемся по стратегическим для региона инвестплощадкам.
Ставрополье - единственный субъект, от которого в Стратегии СКФО представлены проекты по созданию региональных индустриальных парков. Они создаются в городах Буденновске и Невинномысске. Их реализация позволит организовать более пяти тысяч рабочих мест. И в Невинномысске уже реализуются соглашения, заключенные с тремя резидентами, предусматривающие выпуск арматуры, катанки и модификатора асфальтобетонных смесей. Есть и первые результаты - часть автотрассы из Ставропольского края на Ростовскую область уже отреставрирована с применением наноматериалов и новых технологий. Так что теперь по этому участку (со временем дойдет очередь до всех дорог!) можно ездить без ухабов и ям как минимум лет 10-15.
А в Буденновске вместе с НК "ЛУКОЙЛ" строим комплекс по переработке газа, добываемого на Северном Каспии, чтобы получать этилен, полиэтилен и полипропилен. И одновременно создается региональный парк, так называемая шлейфовая зона, чтобы треть производимых полимеров перерабатывать на месте, буквально за забором от завода-гиганта.
Все эти проекты включены в окружную стратегию потому, что были досконально проработаны на краевом уровне: найдены инвесторы, указаны источники финансирования, подготовлена проектно-сметная документация. Тот же Инвестфонд России выделяет почти три миллиарда рублей на обустройство инфрастуктуры регпарков. Это более трети всех средств, определенных фондом на реализацию приоритетных проектов СКФО. А все потому, что разработчики проектов доказали их состоятельность. Под благие пожелания и "хотелки" никто денег не дает. Нужны грамотно оформленные заявки и как минимум несколько шагов уже пройденного пути. Тогда будет и федеральная поддержка.
Безусловный первоочередной приоритет - АПК. Восемь позиций в Стратегии мы "застолбили". Они предусматривают реконструкцию животноводческих комплексов, развитие птицеводческого производства, создание современной системы хранения и перевалки зерна, зерновой логистической инфраструктуры. Все проекты сейчас на разной стадии реализации.
В сфере транспорта в перечень приоритетов включены уже начавшиеся работы по реконструкции аэропорта в МинВодах, строительство автотрассы Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы-Су - Эльбрус, которая свяжет коротким часовым маршрутом курорты КавМинВод с Приэльбрусьем. Уже сданы несколько километров магистрали, а вся она должна быть готова к 2012 году.
РГ: Открытие новых предприятий потребует большого количества рабочих рук. Где планируете брать кадры?
Гаевский: Во-первых, разрабатываем краевую программу синхронизации регионального рынка труда и системы профессионального образования, чтобы выпускать востребованных специалистов, а не потенциальных безработных. Во-вторых, в столице округа Пятигорске будет создан центр по переобучению и трудоустройству населения, не только ставропольцев, но и ближайших соседей. А мы, конечно, постараемся, чтобы он максимальную пользу принес ставропольскому рынку труда. На сегодняшний день 24 тысячи ставропольцев числятся безработными. Официально регистрируемая безработица у нас, правда, уже ниже докризисной, а по методикам МОТ мы выглядим лучше среднероссийских показателей и лучше ближайших соседей. Традиционно инертный и немноголюдный восток региона ждут большие перемены - один только проект "ЛУКойЛа" в Буденновске на стадии строительства потребует восемь тысяч рабочих рук, а там уже на подходе и региональный индустриальный парк, это плюс еще четыре тысячи человек. Поэтому мы не намерены тормозить трудовую миграцию из других регионов. Главное, чтобы люди приезжали с желанием работать и зарабатывать, а мы, со своей стороны, будем создавать для этого все условия.
РГ: Чтобы привлечь в край инвесторов и трудовых мигрантов, у них прежде всего должны быть гарантии безопасности...
Гаевский: Увы, два теракта за полгода (третий, благодаря бдительному ставропольцу, был предотвращен) - большой удар по нашей репутации и инвестиционной привлекательности. Минувшим летом в Ставрополе для проверки ситуации побывали консул США и первый секретарь американского посольства в РФ. И они убедились, что жить и работать здесь не более опасно, чем в Москве, или любом другом городе России, или той же Америки. К счастью, инвесторы это знают, видят. Недаром в кризисном 2009 году в экономику Ставрополья поступило на три миллиарда рублей больше инвестиций - 78 миллиардов рублей, чем в благополучном 2008 году. А в этом и следующем годах ожидаем их дальнейший рост.
За девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого преступность в крае снизилась на 12 процентов, в том числе по тяжким преступлениям. Помимо правоохранительных органов, руку на пульсе держит краевой антитеррористический штаб, который я возглавляю, оперативный штаб, аналогичные структуры контролируют ситуацию в муниципалитетах. В общей картине вроде бы все удовлетворительно, но два-три инцидента смазывают весь позитив. Как правило, авторы резонансных преступлений - заезжие гастролеры, через край ежедневно проходит более 100 тысяч машин. Мы сейчас усиливаем профилактические мероприятия, активнее включаемся в программу "Безопасный город". Ситуация под контролем.
Не секрет, что одним из факторов профилактики преступности является работа с молодежью. Прошлый год был Годом молодежи, прошло множество мероприятий, не только развлекающих, но и вовлекающих ее в общественную жизнь, помогающих в профессиональном, образовательном плане. В году нынешнем мы впервые провели всекавказский молодежный лагерь в Пятигорске, который способствовал завязыванию дружеских контактов между молодежью разных регионов и реализации социальных проектов. В итоге 62 победителя получили гранты на воплощение в жизнь своих задумок. В крае действует целое "молодежное министерство", генерирующее разные идеи. Сейчас, например, реализовывают два важных проекта - "Я предприниматель" и "Учеба. Работа. Карьера". В ноябре стартует школа молодежного предпринимательства. Открыты 13 центров содействия занятости студентов. Практикуем как современные формы работы, так и традиционные, уже зарекомендовавшие себя - ученические бригады, студотряды, посты, волонтерское и поисковое движения. Ну а поскольку в вузах края обучаются студенты из разных кавказских республик, активно взаимодействуем с диаспорами и руководством соседних субъектов. Они тоже находят подходы к своей молодежи.
РГ: Благодаря превентивным мерам, край с минимальными потерями вышел из мирового финансового кризиса. Кроме увеличения потока инвестиций в экономику, "сползания" безработицы на уровень ниже докризисного и роста рождаемости, какие еще дивиденды получил регион?
Гаевский: Мы не только сохранили практически все работающие предприятия, но и открыли десятки новых производств, практически вдвое умножили количество предпринимателей, соответственно, налогоплательщиков. А это значит, что выросли доходы бюджета... Плюсы можно перечислять долго. Но сейчас я хотел бы сказать о другом - стимулах добиваться финансовой состоятельности. К сожалению, методика федерального минфина такова: за успешные макроэкономические показатели региону приходится "расплачиваться" рублем. В проекте федерального бюджета на 2011 год край недополучает более одного миллиарда рублей дотаций. Получается так: тот, кто работает хуже, получает больше финансовой помощи. А ведь на этот миллиард можно было, к примеру, пять школ построить. С аналогичной проблемой сталкиваются и другие руководители экономически активных регионов.
РГ: И какой выход вы видите в данной ситуации?
Гаевский: Прежде всего наращивать налогооблагаемую базу, выводить бизнес из тени, еще есть резервы роста доходов краевого бюджета. А стратегическая задача для меня как администратора - переформатировать экономику Ставрополья со старых, можно сказать, сырьевых брендов, уже не дающих большой отдачи, на инновационные рельсы. У нас много интересных разработок, им просто нужно дать зеленый свет, чем мы сейчас активно и занимаемся. Образно выражаясь, делаем ставку на "мозги", модернизационный бизнес и нанотехнологии. Не хотелось бы, чтобы регион вечно оставался сырьевым придатком, производящим только зерно. Конечно, мы будем им заниматься, но ведь не за горами время, когда на селе останется 10-15 процентов населения против сегодняшних 40. Поэтому уже сейчас необходимо искать новые сферы приложения сил и знаний.
Одна из них - фармацевтика. Концепция создания фармацевтического кластера на территории Ставропольского края одобрена Минздравсоцразвития России и направлена на рассмотрение в федеральное министерство промышленности и торговли. В этом ведомстве сейчас разрабатывают федеральную целевую программу развития фармотрасли до 2020 года. Рассчитываем на то, что наши инвестпроекты включат в ФЦП.
Еще одна ниша - альтернативная энергетика. В Кисловодске 330 солнечных дней в году. Отчасти этот факт и повлиял на выбор места для строительства в нем первой в России модульной солнечной электростанции. Уже готова необходимая документация, отведен земельный участок, внесены изменения в план развития муниципального образования, найден инвестор. Солнечные установки, разработанные ставропольскими учеными, имеют коэффициент полезного действия в три раза больше, чем у традиционных кремниевых. Энергию солнца уже используют на ряде объектов в разных районах и городах края.
Есть все предпосылки, чтобы наладить на Ставрополье производство и утилизацию энергосберегающих ламп, тем более что основные производные - искусственные сапфиры и композиционные пасты - мы производим не только для страны, но и на пятую часть мирового рынка... Словом, у нас много интересных задумок. Пока не хватает лишь "паровозов", которые помогли бы коммерциализировать эти идеи.