28.10.2010 23:40
    Поделиться

    Завершился Первый фестиваль экологического кино

    В Сочи в рамках культурной олимпиады "Сочи-2014" завершился Первый открытый фестиваль экологического кино "Зеленая гвоздика", собравший отечественные и зарубежные игровые и документальные фильмы на тему "человек и природа".

    Главными лауреатами на нем стали Станислав Любшин, Владимир Коренев и Наталья Бондарчук, получившие призы "за воспитание экологического отношения к жизни средствами кинематографа в эпоху, когда понятие "экология" еще не принадлежало миллионам". Актеры представили на ретроспективных показах такие фильмы-легенды, как "Детство Бэмби", "Не стреляйте в белых лебедей", "Человек-амфибия", и провели на фестивале уроки экологии. А Гран-при конкурсной программы единогласно был присужден фильму Николая Волкова "Полярник" (производство Санкт-Петербургской студии документальных фильмов) за поучительную историю о жизни на краю земли в условиях вечной мерзлоты и его борьбе со стихией и самим собой на арктической дрейфующей станции и в белорусской деревне.

    Основной задачей фестиваля, организованного оргкомитетом "Сочи-2014" совместно с фондом развития культурных, образовательных и экологических инициатив "Зеленая гвоздика", возглавляемого Владимиром Семеновым, и фондом социальных программ, ставилось "создание масштабного и долговременного российского культурно-экологического проекта, который способствовал бы формированию принципиально нового взгляда общества на экологические проблемы". Для этого на несколько дней площадь Искусств перед Художественным музеем Сочи превратили в один большой киноцентр: в огромных выстроенных сферических павильонах практически нон-стопом шли показы, а очереди попасть на сеансы сферического кино - нового, уже, кажется, следующего после 3D слова в кинопроизводстве, желающим приходилось занимать с раннего утра и до позднего вечера. Ведь ощущения там получали незабываемые и даже еще более яркие, чем в ультрамодном формате 3D. Представьте только: лежите вы на шезлонге ("потребляется" сферическое киноискусство, согласно техническим параметрам, исключительно в горизонтальном положении), дышите чистейшим морским воздухом, а прямо на вас несутся стада диких животных, отнюдь не подозревающих о том, что царь природы - это вообще-то человек... Или наоборот: главная опасность для вас начинает исходить как раз от человека, поскольку на мир вы смотрите в полном объеме, но глазами божьей коровки... Или же ситуация: в той же лежачей позиции вы примеряете на себя костюм астронавта и выходите прямиком в открытый космос понаблюдать за своей родной планетой откуда-то издалека, откуда вся наша суета сует кажется мелким и проходящим недоразумением...

    Художественный руководитель фестиваля, главный редактор журнала "Кинопроцесс" и руководитель Библиотеки киноискусства им. Эйзенштейна Вячеслав Шмыров обещал, что почувствовать себя то центром Вселенной, то маленькой песчинкой на земле в ближайшем будущем можно будет и в Москве.

    Вячеслав Шмыров: Фестиваль помогает объединить режиссеров, снимающих на тему экологии, которым тоже нужен какой-то выход и свое жизненное пространство, потому что в большинстве случаев они лишены эфира, лишены проката, и для них это большое дело, так как они получают большой стимул для работы.

    Российская газета: Лично для вас много потребовалось усилий - и временных, и интеллектуальных, чтобы собрать такую всеобъемлющую экологическую кинопрограмму?

    Шмыров: Важно было отыскать эти крохи в нашем кино, потому что специально экологическая тема никогда не заявлялась и не звучала. И такие фильмы, как "Прощание" или "Не стреляйте в белых лебедей" и "Детство Бэмби", возникали стихийно - тема охраны природы всегда была, но она никогда не заявлялась у нас как глобальная. Тем не менее это картины, на которых выросли многие поколения, и нам было важно тоже их показать. И эта тема оказалась даже шире, чем мы думали. Очень кстати на завершении фестиваля был показан фрагмент из "Соляриса", поскольку это все-таки действительно новое отношение человека к себе самому прежде всего, экология человека, и за счет этого - экология природы тоже.

    РГ: После фестиваля вы не задумывались о том, чтобы стать вегетарианцем?

    Шмыров: Нет, я думаю, это как раз не главное во всей нашей истории. Очень много возникает, я бы сказал, такой провинциальной догматики, когда люди начинают бороться с пластиковыми стаканчиками, и т. п. Всегда условия жизни так или иначе связаны с нашим природным компромиссом. И в данном случае гораздо важнее, чтобы человек поддерживал свою личную культуру, когда он выходит на улицу и, предположим, держит в руках пакет от мороженого или какой-нибудь кулек...

    РГ: В библиотеке киноискусства можно будет увидеть экологическое кино?

    Шмыров: Мы покажем в самое ближайшее время лучшие фильмы, прежде всего - документальные, которые, как выясняется, существуют, и в очень большом объеме.

    РГ: Только про них мало кто знает...

    Шмыров: И дай бог, чтобы министерство культуры и в дальнейшем находило в себе силы поддерживать такой кинематограф, потому что оно является единственным заказчиком. Который в принципе в то же время не обеспечивает и не может обеспечить этому кинематографу выход к зрителю.

    РГ: Можно надеяться, что подобные акции и фестивали могут простимулировать интерес телевидения?

    Шмыров: Важнее, чтобы эта продукция нашла выход через Интернет, потому что всё независимое сегодня так или иначе в большей степени связано с Интернетом. И, во-вторых, чтобы эти акции были поддержаны в других городах страны, и программа экологического кино показывалась в самых разных наших местах и особенно там, где очень остро стоят вопросы экологии.

    Поделиться