Впервые российская экспозиция оказалась в центре внимания.
Вообще на этом салоне для нас многое было впервые, хотя участвует Россия в военно-морских показах здесь с 1996 года. Впервые как самостоятельная бизнес-единица выставлялась Объединенная судостроительная корпорация. Совершенно неожиданно выяснилось, что в области судостроения с Россией хотят дружить и сотрудничать все.
Тайну сию приоткрыл первый замминистра обороны Владимир Поповкин. Он сказал, что в самой большой технической модернизации сегодня нуждается Военно-морской флот. По его словам, нам нужны не только самые современные боевые корабли, но и новые технологии. И под это в любом случае придется выделять большие деньги. Естественно, освоить российские капиталы с радостью готовы многие акулы мирового судостроительного бизнеса. Отсюда почти ажиотажный интерес к нашей стране на салоне Euronaval-2010.
Еще Владимир Поповкин, в интервью корреспонденту "РГ", обозначил весьма показательную тенденцию того переговорного процесса, который активно шел на салоне. Он сказал, что дешевле и проще было бы "позаимствовать" технологии так, как это делают некоторые страны, закупить через посредников необходимое оборудование и, обновив производство, начать копировать лучшие мировые достижения в судостроении, выдавая их за свои разработки. Однако позиция России, как твердо заявил первый замминистра обороны, отвечающий за вооружение армии, авиации и флота, - исключительно цивилизованный подход ко всему, что касается сотрудничества в области высоких технологий. Мы не намерены заниматься "технологическим пиратством".
Владимир Поповкин прибыл на Euronaval-2010 во главе весьма представительной делегации военного ведомства. Французский министр обороны Эрве Морен посетил российскую экспозицию практически сразу после официального открытия Euronaval-2010 и оценил ее высоко.
Достижения у наших корабелов немаленькие. По ряду направлений мы ничуть не отстаем от мирового уровня.
На военно-морском салоне в Ле Бурже впервые показали пусковую установку для семейства крылатых ракет Club-K, размещенную в стандартных морских грузовых контейнерах. Это позволяет любой гражданский контейнеровоз очень быстро переоборудовать в боевой ракетоносец. Такого проекта нет нигде в мире. Ряд стран уже проявили интерес к этому российскому предложению, начались предконтрактные переговоры.
Впервые за рубежом показаны радарные комплексы нового поколения для подводных лодок. Тонкости новинки понятны, наверное, лишь специалистам. Но ясно, что отечественные радарные и перископные системы ни в чем не уступают американским и европейским. Впервые на этом салоне показан спаренный шестиствольный пушечный комплекс "Дуэт", разработанный на знаменитом Тулмашзаводе. Ураганная мощь огня пушечной двустволки, точнее - двенадцатистволки, гарантированно уничтожает любую крылатую ракету на ближнем подступе к кораблю. Экспортный потенциал новой установки велик, так как малых кораблей, имеющих шестиствольные автоматы в качестве основного вооружения, в мире достаточно много.
Во всех военных флотах мира на смену огромным боевым кораблям приходят небольшие скоростные, но хорошо вооруженные корветы и фрегаты. А здесь мы как раз и не отстаем. Целую серию малых ракетно-артиллерийских кораблей предлагает Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Судостроительный завод имени Горького, расположенный также в Зеленодольске, способен строить такие корабли на самом высоком техническом уровне. Об этом корреспонденту "РГ" уверенно заявил гендиректор предприятия Ренат Мистахов. Он же сказал, что в ближайшее время в Зеленодольске состоится закладка гражданского многофункционального корабля нового поколения проекта А145.
Интересные проекты показало Нижегородское ЦКБ им. Р.Е. Алексеева. Оно специализируется на создании кораблей на подводных крыльях и экранопланов. Сейчас эти направления как бы в тени общего развития мирового судостроения. Но вполне возможно, здесь ожидается бурный ренессанс.