Вчера коллегия Главной военной прокуратуры детально проанализировала, как обеспечивается законность и целевое использование ресурсов, которые государство направляет на оборонительные цели.
Главный военный прокурор Сергей Фридинский напомнил те сферы армейской жизни, которые определены президентом страны в качестве приоритетов бюджетной политики. Это жилищное обеспечение военнослужащих, увеличение их денежного довольствия, а также оснащение армии и флота новыми вооружениями. И если оценивать положение дел по данным статистики, то они неплохие. Уже в будущем году расходы на дополнительное денежное стимулирование военнослужащих увеличатся более чем на 20 процентов, составив в абсолютных цифрах около 9 млрд рублей, а ассигнования на жилье вырастут на 74 миллиарда. Больше средств идет на закупку техники и вооружений.
Но прокуроров интересует прежде всего то, правильно ли расходуюся эти внушительные суммы и нет ли где дырок в военном бюджете, куда могут утекать денежные ручейки. Оказывается, есть 30 тысяч правонарушений и ущерб более 2 млрд рублей - таков общий итог прокурорских проверок, проведенных в этом году.
Сергей Фридинский назвал главные армейские беды: масштабные хищения, нецелевое и незаконное расходование бюджетных средств, криминальные посягательства на госимущество, поставка в войска техники с недоделками, низкого качества. Если добавить сюда растраты при хранении и утилизации вооружений, хитроумные схемы увода финансов, направленных на госзакупки и реализацию оборонного заказа, то картина перестает быть благостной.
По словам Главного военного прокурора, особенно "отличились" на этой стезе наши авиаторы, минобороновские органы строительства и расквартирования войск, пограничники, предприятия "Оборонсервиса", организации ДОСААФ. Военные чиновники одного лишь 13 НИИ мин обороны вкупе с руководителями коммерческой фирмы расхитили 40 миллионов бюджетных средств. Сейчас это дело расследуется.
В июне нынешнего года возбуждено уголовное дело по производственно-ремонтному предприятию, строившему военный госпиталь в Таджикистане. Руководитель предприятия по фиктивным документам перечислял выделенные на стройку средства коммерческим организациям, подконтрольным членам его семьи и близким знакомым. На деньги из 260 миллионов похищенных рублей чиновник приобрел недвижимость в Арабских Эмиратах.
В общей сложности пришлось привлекать к различным видам ответственности более 4 тысяч должностных лиц. Благодаря решительным усилиям прокуроров удалось вернуть в бюджет почти половину из украденного и растранжиренного - более 1 млрд рублей. Другая половина, увы, пока не найдена. Только в рамках исполнения гособоронзаказа военные прокуроры вскрыли нарушения, нанесшие стране миллиардный ущерб.
Одной из причин такой бюджетной вольницы Сергей Фридинский назвал несовершенство нормативно-правовой базы. Прокуроры уже не первый год говорят о необходимости изменений в законах, регулирующих гособоронзаказ и госзакупки. Надо исключить саму возможность участия в этих процедурах посредников, не имеющих мощностей и трудовых ресурсов, ограничить привлечение соисполнителей, ввести в строгие рамки расчеты по фактически понесенным затратам, с фиксированным размером рентабельности, устанавливаемым правительством. Но лишь сейчас, спустя многие годы, дело сдвинулось с мертвой точки, и проработанные поправки в законы поступили на рассмотрение в правительство.
Есть у Главного военного прокурора претензии и к правовым институтам, в том числе к своим подчиненным. По его оценке, их усилия по выявлению коррупции не всегда эффективны, а возмещение вреда идет с натугой. Для борьбы с экономической преступностью слабо используется потенциал следственных органов. В этом году значительно меньше таких уголовных дел доведено до суда, многие из них приобретают волокитный характер и тянутся годами. Достаточно сказать, что 41 уголовное дело из этой серии расследовалось больше года.
Сергей Фридинский подчеркнул, что на коллегию ГВП специально приглашены руководители, непосредственно отвечающие за организацию и состояние этой работы в войсках. С одной стороны - для глубокого анализа ситуации, обмена мнениями и выработки совместных мер. А с другой - для своего рода напоминания: каждый руководитель, находится он в военном строю или оборонном комплексе, лично отвечает за бюджетные средства. Прокуроры не намерены делать скидок никому.