Второй в этом году - и четырнадцатый с начала летных испытаний - пуск "Булавы" признан успешным: новая морская ракета успешно стартовала с борта крейсера "Дмитрий Донской" и достигла полигона Кура на Камчатке.
Экипаж под командованием капитана 1 ранга Олега Цыбина в очередной раз сработал безупречно, подтвердив и свою профессиональную выучку, и надежную работу основных систем корабля. Вместе со сдаточной командой военные моряки принимают поздравления, ясно сознавая, что нынешний успех стал результатом напряженной работы всех участников научно-производственной кооперации во главе с Московским институтом теплотехники как ведущим разработчиком новой стратегической ракеты морского базирования.
Ничуть не меньше подводников с "Дмитрия Донского" второму подряд удачному пуску "Булавы" порадовались в экипаже "Юрия Долгорукого" - новый корабль завершил недавно полный цикл заводских испытаний и готовится к государственным. Эти два подводных ракетоносца, построенные на "Севмаше" с разницей почти в четверть века, сегодня прочно связаны одной ракетой: на "Донском" ее испытывают, а "Долгорукий" под нее проектировался. Именно он должен принять "Булаву" на вооружение как ее штатный носитель. Но пока головной корабль строился, а затем проходил швартовные, ходовые и все прочие испытания, каштаны из огня таскал для него "Дмитрий Донской" - специально переоборудованный для отработки новой ракеты.
Капитан 1 ранга Аркадий Романов, который командовал экипажем "Донского" в начальный период испытаний, в свое время признался "РГ", что особенно много переживаний было перед первым - бросковым запуском. Вдруг не получит нужного импульса вышедшая из шахты болванка, а рухнет вместе с несколькими тоннами порохового заряда прямо на ракетную палубу?! Чтобы такую вероятность исключить, было проведено много расчетов, конструкторы ракеты и создатели пускового комплекса предусмотрели все, даже самые невероятные сценарии.
И получилось! 11 декабря 2003 года был проведен бросковый пуск с "Дмитрия Донского" в надводном положении, а 23 сентября 2004-го - уже из-под воды: макет ракеты подбросили на 40 метров, без включения маршевых двигателей. По заведенному обычаю подобного рода испытания первоначально проводили с наземного стенда, а тут решили сразу с подводной лодки. В связи с этим было много споров и сомневающихся. Большую личную ответственность взял на себя в тот момент генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" академик Сергей Ковалев. По его словам, в сложившейся обстановке было решено отказаться не только от наземной отработки, но и от пусков с погружаемого плавучего стенда.
- Начинать стрельбы прямо с подводной лодки мы предложили потому, что были уверены: с кораблем ничего не случится даже в том случае, если ракета взорвется при старте, - признался генеральный конструктор. - Такой прецедент уже был на одном из наших заказов: почти 100-тонная ракета разрушилась и загорелась прямо в шахте - и лодке ничего...
К счастью, всего этого "Дмитрий Донской" благополучно избежал. Сначала под командованием Аркадия Романова, а три последних года - под началом Олега Цыбина моряки-подводники раз за разом выводили свой корабль на испытательные стрельбы. Вместе со всеми, кто был на борту и кто готовил очередные пуски, находясь далеко от места старта, переживали неудачи последних лет, но надежды не теряли. Два подряд успешных пуска в ноябре - лучшая награда за это упорство и нацеленность на результат.
Скупые строчки официального сообщения минобороны - "параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки доставлены в заданный район полигона Кура на Камчатке" - сегодня обрастают в штабах и КБ важными подробностями и техническими деталями. Но они - не для публичного обсуждения, а для скрупулезного анализа и, возможно, каких-то корректив в профессиональном кругу. "Пока мы не выйдем на надежность 0,98-0,99, на боевое дежурство эту ракету ставить не будем, - заявил еще накануне пуска первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин. - Надежность ракеты определяется не только пусками, но и целым рядом экспериментальных работ".
Между тем из Главного штаба ВМФ уже дали понять, что третий запланированный на этот год пуск "Булавы" будет произведен со штатного носителя - ракетоносца нового поколения "Юрий Долгорукий". Это важный поворот, потому что главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий еще совсем недавно был настроен решительно: "Я не буду стрелять с крейсера "Юрий Долгорукий", пока не пройдут успешные испытания с "Дмитрия Донского". Значит, сейчас и он склоняется к тому, что в результате предпринятых мер удалось преодолеть "череду технологических неудач". Иначе никто бы не решился "переносить программу дальнейших испытаний нового морского стратегического комплекса на штатный носитель".
Уже в ближайшие дни "Юрий Долгорукий" начнет подготовку к главному экзамену - государственным испытаниям с ракетной стрельбой. Ожидается, что это произойдет в декабре. В случае успеха, полагают некоторые эксперты, головной корабль новой серии могут уже в этом году принять в боевой состав ВМФ. Но у вице-премьера правительства Сергея Иванова, курирующего оборонный комплекс, на этот счет другое мнение. Для принятия "Булавы" на вооружение, заявил он журналистам, надо осуществить еще шесть успешных пусков. И уточнил: "Один пуск остался в этом году и пять зачетных успешных пусков в следующем". Только после этого, полагает Сергей Иванов, ракета может быть принята на вооружение.
Иными словами, старты "Булавы" с целью подтверждения ее надежности и проверки заявленных тактико-технических характеристик продолжатся и в 2011 году. А значит, станция слежения за ракетными пусками Eareckson Air Station на Алеутских островах близ Аляски и американские же радары в Норвегии без работы не останутся.